О познаваемости и существовании сала
14 сентября 2007

Научный трактат

Автор - м.н.с. Георгий Бобылев

Человеческому организму иногда очень хочется сала, например,  в горах, после того как промок и зуб не попадает на зуб или холодным днём на зимней рыбалке. Когда сало хочется, и оно имеется в наличии, человек его ест. А является ли сало познанным человеком, после того как он его съел? Тот факт, что человек съел сало ещё ничего не говорит о том, что он его познал. Таким образом, вопрос о познаваемости сала представляется весьма актуальным для научного исследования.

Разные нации, вероятно, имеют априори разную степень познания сала. Так согласно народному фольклору [1] от хохла мы можем услышать что: "Сало как сало чего ж его пробовать? " Данное утверждение говорит нам о том, что хохол считает, что он уже познал сало и как следствие даже не хочет его пробовать. Поэтому в качестве субъекта исследования для чистоты эксперимента возьмём русского человека, который не имеет таких твёрдых оснований утверждать, что сало познано.

Рассмотрим следующую модель. С одной стороны мы имеем человека, который хочет сало, его мы назовём субъектом, а сало, на которое направлено его внимание объектом. Предположим, что когда в пространстве объект и субъект совместятся, начнётся процесс познания сала называемый с обыденной точки зрения "еда" или "опробование". Для анализа данного случая применим методологию, разработанную гениальным философом Кантом  в его работе "Критика чистого разума"

 Процесс опробования относится к чувственным эмпирическим впечатлениям. Так Кант определяет такие впечатления явлениями. То, что субъект пробует, а именно объект под названием сало в трактовке Канта будет называться "салом в себе". Данный случай был подробно рассмотрен подробно в работе [2] и согласно выводу сделанному автором сало познать нельзя. Мы соглашаемся с точкой зрения автора но на наш взгляд ситуация представляется более сложной поскольку представляется правомерной постановка вопроса не о познании сала а вообще о его существовании. Если окажется что сала не существует, то и познавать соответственно нечего.

Представим следующую ситуацию. У нас имеется субъект и перед ним на столе лежит объект. Сало само по себе, как было показано выше, является  "салом в себе".

С позиции же субъекта, которым можете, например, быть и вы,  то же самое сало определяется как "сало вне себя". В данном случае представляется приобрести сложным даже эмпирические ощущения поскольку "сало вне себя" является потенциально опасным салом. Но помимо этого  в тот же самый момент времени сало является как "салом в себе" так и "салом  вне себя" и, по сути, одновременно оказывается в двух местах.

Рассмотрим данную ситуацию с позиций физики и теории множеств.

С физической точки зрения объект одновременно не может находиться в двух точках пространства. А с точки зрения теории множеств множество сало оказывается пустым.

 Это означает, что сала не существует. Познать что-либо не существующее представляется невозможным, соответственно сало является не познаваемым.

Хохлов же можно назвать очень сведущей нацией, делающей вид, что она познала сало, а при этом знает о том, что сало не существует и поэтому даже пробовать его не хочет. 

1. Как хохол ехал с негром в поезде. Анекдот. Устный Фольклор.

2. Эммануил Кант.  Критика чистого разума