Ээро Миттинен (Nokia): Телефон - очень личная вещь!
14 сентября 2007

Текст Тимур Аникин

Ээро Миттинен в течение 6 лет был ведущим дизайнером Nokia по Финляндии, всей Скандинавии и Азии. Сегодня он - руководитель подразделения Nokia Design Research, которое занимается исследованиями в области дизайна и поиском талантливых дизайнеров по всему миру.   В эксклюзивном интервью “Комильфо” он рассказал, что у телефонов есть душа, а автомобили 50-х – самые лучшие.

- Господин Миттинен, с чего начиналась ваша карьера?

- По образованию я  “индустриальный” дизайнер. Еще во время учебы начал работать над дизайном машин и грузовиков. Пять лет провел в маленькой компании Sisu, создающей грузовики. Затем - 15 лет работы на известный автобренд Saab.

К команде Nokia я присоединился лишь в 1998 году. Сначала дизайнерствовал, а последние пять лет много путешествую, читаю лекции в университетах разных стран. И еще преподаю  в Хельсинкском университете искусства и дизайна, который сам когда-то окончил.

 

- Дизайн мобильных телефонов имеет какую-либо специфику в общем ряду промышленного дизайна?

- Думаю, да - по крайней мере, если говорить о нас, о Nokia. Телефон - очень-очень личная вещь. Мы не говорим о “технических устройствах”, мы говорим о “личном общении”, общении личностей. Чтобы воплотить это принцип в жизнь, мы стараемся делать “дружелюбные” телефоны, которые будут максимально подходить их владельцам.

 

- Если бы у вас было только три слова, чтобы описать стиль Nokia

- Три? Индивидуальный. Человечный. Простой. (в оригинале: Personal. Human. Simple. - Прим авт.) 

 

- Мы, журналисты, охочи до трендов. Существуют таковые в телефоностроении?

- О главном тренде я уже сказал: все работают на “личный фактор” (и в свое время именно Nokia были в этом первыми).  Другая устойчивая тенденция - мы уже не говорим только о передаче голоса, телефон - это компьютер. Вы можете работать, отдыхать или развлекаться - и все это можно делать с телефоном. Из последнего: все лидеры рынка пытаются “освободить потребителю руки”. Существующие аксессуары hands-free многих не устраивают.

- Господин Миттинен, есть ли у вас любимые марки, которым вы верны годами?

- Если вы об одежде и обуви - то нет. Я сам участвую в создании и поддержании имиджа наших продуктов, нашей марки. Это многогранная работа - образы, концепции… Покупая одежду, я могу быть свободным от всего этого.

 

- А, скажем, часы? Не верю, что профессионалы вашего профиля выбирают часы наобум.

- О, часы - типичный для меня случай. Я ношу часы, которые мне передал мой отец. Они много лет были с ним, теперь они - со мной. И вот это, “судьба” моих часов намного, намного ценнее, чем их марка.

 

-  Что ж, придется тогда спросить про ваш мобильник. Во-первых, он вам явно достался не по наследству, во-вторых - ну как же не спросить создателя телефонов о любимой модели!

- Ну-ну (смеется, демонстрируя не слишком современную модель Nokia). Это очень старый телефон. Но он настолько “мой”, столько личного, столько событий в моей жизни с ним связано, что мне очень трудно поменять его на другой. А просто любимой модели  Nokia у меня нет: я в большинстве случаев вовлечен в производство и отношусь к нашим продуктам по-особому.

- Последние ваши визиты в Россию связаны с Nokia Only Planet - программой для студентов художественных вузов. А может ли, например, талантливый дизайнер из Сибири начать сотрудничество c Nokia?

- Конечно. Идеальный вариант - если к нам обратятся из университета, ведь так мы сможем познакомиться сразу со многими студентами-дизайнерами. Так началось наше сотрудничество с Санкт-Петербургской Академией. Но если нет такой возможности - нужно самостоятельно выходить на контакт с нами, знакомиться. Инициатива - ключ к успеху. Россия ведь - огромная страна, мы сами часто не знаем - куда, в какой город ехать? Сибирь? Пока добрались до Екатеринбурга (смеется).

Вообще мы возлагаем на вашу страну большие надежды. У вас богатейший “культурный слой” и много талантливых ребят.

Блоки с картинками

О вдохновении

Меня вдохновляет дизайн европейских автомобилей 50-х. Эти авто придумали еще до моего рождения, но они до сих пор остаются самыми красивыми. И доставляют особое удовольствие, которое я не могу объяснить словами. Может, дело в том, что это машины из моего детства.

О телефонной душе

У телефона есть внешность, но есть и душа. Это user interface, все эти программки, которые наверняка есть и в вашем телефоне.

 

О ближайшем будущем

Я принимал участие в разработке концепта Aeon, вся поверхность которого состоит из двух дисплеев. Подобные сенсорные телефоны, меняющие окраску вместе со сменой заставки, - наше ближайшее будущее.