Формула спокойствия
02 ноября 2007

Есть ли на трассе “Формулы-1” что-то, достойное подражания? Конечно. Это спокойствие, с которым пилоты разбивают свои болиды. Вот она – сила больших страховых сумм!

ОСАГО: программа-минимум

Полис ОСАГО – вещь, без которой сегодня на российских дорогах делать нечего. Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности – и ни одной заглавной буквой меньше. “Ответственность” в ОСАГО – перед теми, чье имущество и здоровье могут пострадать в ДТП по вашей вине. Свою же машину страхуют по системе КАСКО.

При расчете стоимости ОСАГО учитываются тип средства передвижения (для простоты мы будем говорить в статье лишь об автомобилях), его мощность в лошадиных силах, возраст водителя, водительский стаж и стаж безаварийной езды. Предварительно рассчитать стоимость полиса (и ОСАГО, и КАСКО) поможет он-лайн калькулятор, например, www.osago-kasko.net.

 

Возьмем виртуальный Lexus LX 570 (свыше 200 л.c.) и посадим в него водителя-томича старше 22 лет с водительским стажем в десять лет и “безаварийным” стажем в 4 года. Итоговая стоимость полиса ОСАГО на год – 4890 рублей. Возьмем водителя помоложе – и полис подорожает на тысячу рублей. Согласно букве закона, стоимость ОСАГО у разных страховщиков почти одинакова. 

 

Страховые опции

 

Лимит выплат по ОСАГО – 400 000 рублей. Причинив ущерб на бОльшую сумму (например, спровоцировав ДТП с участием нескольких машин), вы столкнетесь с необходимостью покрывать “cверхлимитную” сумму из своего кармана. От такой ситуации уберегает “дополнительная автогражданка” – ДСАГО. Но, по оценкам томских страховщиков, эта услуга крайне непопулярна среди автолюбителей, полисы ДСАГО оформляют буквально единицы. Другое дело – КАСКО, которым страхуют свою машину от угона или любого ущерба, или – и от того, и от другого сразу.

 

Часто приобретение комплекта ОСАГО+КАСКО – обязательное условие при покупке авто в кредит. Поэтому у страховщиков, тесно сотрудничающих с кредитующими структурами, процент покупателей КАСКО выше, хотя свою роль здесь играют и другие факторы. “У нас КАСКО не пользуется большим спросом, его оформляют примерно 13% тех, кто страхуется по ОСАГО. Многие считают, что это слишком дорого, и аварии на дорогах их не коснутся” – говорит Любовь Карева, директор томского филиала “Росстраха”.

 

“Дорого” – и впрямь фактор немаловажный: даже наш виртуальный безаварийный водитель отдаст за годовую страховку своего Lexus как минимум 5% от его рыночной стоимости, а может – и все 8-9% (расчет вновь ведется по многим параметрам).

 

При продаже КАСКО компании имеют свободу ценообразования – и лидерам удается продавать больше. По оценкам томского филиала “СОГАЗ”, 80% покупающих у них ОСАГО, оформляют и КАСКО. Стоимость КАСКО меняется от года к году – амортизация уменьшает стоимость автомобиля. За первый год машина вполне может подешеветь на 20%, за следующие два – еще на 20%, а за первые шесть лет – на 75%.

Необязательным и только третьим по популярности является страхование своей жизни, здоровья, трудоспособности. Что тут сказать: “авансом платить” за нанесенный ущерб заставляет государство (ОСАГО), дороже всего нам собственный автомобиль (КАСКО) и только потом начинается забота о себе.

Евгений Золотарев, томский филиал ОАО “СОГАЗ”: 

Рассчитывая стоимость полиса, страховщики обращают внимание, помимо прочего, и на “угоняемость” данной модели автомобиля. Российские угонщики сейчас в первую очередь выбирают  Porsche Cayenne, “Мерседесы” S- и G-класса, Land Cruiser, Audi A8 и S8, Infiniti FX и QX, Lexus GX и RX  и, конечно же, BMW седьмой серии и BMW X5. При страховании этих машин действует максимальный “коэффициент угоняемости”, который увеличивает стоимость полиса.

 

На томских дорогах

 

Самыми успешными и популярными автостраховщиками в Томске, по данным экспресс-опроса самих страховщиков, считаются “СОГАЗ”, “Россгосстрах”, “Уралсиб”. Близки к группе лидеров “РЕСО-гарантия” и “Московская страховая компания”. При этом полноценные партнерские отношения между участниками рынка пока не установлены. “До сих пор нет единой базы клиентов, подобной межбанковской базе кредитуемых. Когда человек устраивает аварию, следующий взнос по КАСКО в этой компании для него может быть на 50% больше. Поэтому автовладелец спокойно уходит в другую фирму, где говорит, что у него просто закончился срок действия полиса. Его записывают с “чистой” историей, так как между компаниями нет отработанной практики запроса и выдачи достоверной информации по клиентам” – описывает ситуацию на страховом рынке Любовь Карева.

 

Впрочем, юридические тонкости для большинства – дело второе. А первое дело при наступлении страхового случая – три необходимых действия:

 

- сообщить страховщику;

      - отметить происшествие в ГИБДД, ОВД или даже пожарной службе;

      - подать письменное заявление страховщику в течение пяти дней.

 

Если в ДТП вы – пострадавший, то страховку по “автогражданке” придется получать в чужой страховой компании. Со списком документов, которые необходимо собрать в этом и других страховых случаях, можно ознакомиться по адресу www.prostrahovanie.ru/rus/faq/car/poluchenie_viplati

 

 

 

 

 

 

 

Текст Тимур Аникин