Белые пятна
27 ноября 2007

Текст Тимур Аникин

На карте мира “белые пятна” закончились. Сегодня первооткрыватели устремляются в бизнес - и на пустом месте рождаются истории успеха, которые можно повторить за тысячи километров.

 

Запад нам подскажет

Америка - страна новых технологий, высоких скоростей и постоянного дефицита времени. Людей, на американский манер ценящих каждую минуту, все больше и у нас - и они без колебаний заплатят вам за скорость работы. Как платят клиенты предпринимателю из Висконсина Скотту Мэттью, создавшему фирму SuperFastPizza

 

Он решил побить все рекорды доставки пиццы на заказ. Потребовалось для этого не так уж и много: грузовой фургон Chrysler Sprinter, в который установили генератор электроэнергии, холодильник, несколько электродуховок, и Wi-Fi модуль, обеспечивающий беспроводной интернет-канал. Общая стоимость такой интернет-пиццерии составила $60000.

 

Водитель, находясь на улицах города, принимает заказ через сайт компании или даже по сотовому телефону, кидает пиццу в духовку и едет прямо к клиенту. Слоган "Помните! Мы готовим пиццу, когда ее везем к вам!" привлекает все новых клиентов, ведь доставка “с пылу, с жару” происходит действительно в два раза быстрее, чем у конкурентов.

 

 

Без конкурентов

 

Небольшой бизнес, не имеющий аналогов, - это возможно, когда вы первым занимаете очень узкую нишу.

Американская компании Shoe Tech чинит обувь пожарных по всей стране. Когда-то это была обычная обувная мастерская, но однажды туда забрел представитель местной пожарной команды. Хозяин проделал нехитрый расчет: обувь в огне портится быстро, а не чинить ее пожарные не могут. К тому же, из-за особенностей обуви с ней управится не каждый сапожник. Пара нехитрых изобретений - и вскоре бывшая мастерская сужает профиль, но расширяет географию, становясь монополистом в своей нише.

 

Другой пример “узкого” решения - Skulls Unlimited International (www.skullsunlimited.com), существующая благодаря любви охотников к своим трофеям.

Изначально компания позиционировала себя как “фирма, которая чистит скелеты”, но позже она расширила свои услуги и на чучела, и на рога. “Если у вас в доме лежит шкура медведя, или есть трофеи в виде оленьих голов, или просто скелеты, то вы знаете, как их сложно поддерживать в чистоте. На них скапливается пыль, а в шерсти может завестись моль - чистить подобные вещи неопытному человеку чрезвычайно сложно. Более того, по незнанию можно попросту испортить отличную вещь”, - говорят специалисты компании.

 

В числе клиентов - музеи, ветеринарные клиники, медицинские школы, закрытые клубы охотников. В 2006 году компания заработала 2 миллиона долларов и продолжает расширять спектр своих предложений: к примеру, в 2007 году прошло открытие чучельной мастерской, в которой могут “починить” экспонат, а при желании – и изготовить новый.

 

Петербургские новаторы

 

Ноутбуки, установленные в кафе, - это уже не новость, вышеупомянутая мода на экономию времени приносит свои плоды. Петербуржцы Феликс Питка, в прошлом топ-менеджер телекоммуникационной компании, и Владимир Терещенко, консультант по маркетингу, пошли дальше и создали специальное “Офис-кафе”. Это место, где можно поработать за компьютером, провести рабочую встречу и заодно - поесть. Плата - почасовая.

Помещение площадью более 200 м2 разделено на три бизнес-зоны. Любое рабочее место расположено так, что в экран ноутбука может заглянуть только его владелец.

Офис-менеджер же сочетает функции секретаря и официанта.

Инвестиции в проект составили более 1 млн. 100 тыс. рублей, а планируемый срок окупаемости составил 3 года.

 

Услуга рассчитана прежде всего на представителей небольших фирм, у которых собственный офис недостаточно презентабелен, а также на “фрилансеров”. "Наш потребитель, скорее, hard working, но не трудоголик, у него есть возможность выполнять работу тогда, когда ему удобно, с учетом биоритмов, взлетов творческой активности, вида бизнеса и стиля жизни", - рассказывает Владимир Терещенко. У нас две категории посетителей: одни приходят выпить кофе, других интересуют услуги офиса. Но пока кафе все же “лидирует”.

 

По словам Алексея Кропотова, директора по маркетингу исследовательской компании "ТОЙ-Опинион", востребованность услуги "офис на час" очень высока: около 17% представителей бизнес-сообщества (примерно 390 тыс. человек в Петербурге) готовы регулярно пользоваться услугой. Не секрет, что на Западе такой формат заведений пользуется устойчивой популярностью, теперь он обживает столицы… так что уже можно готовиться к появлению своих “офис-кафе” в сибирских городах. Или - создать их самостоятельно.

 

Пустячок, а доходно!

Зарабатывать можно на всем, главное - идея. В нашу виртуальную десятку самых удачных бизнес-проектов также попали:

 - именные детские соски, на внешнюю сторону которых может быть нанесен забавный рисунок, или имя ребенка, или любая другая надпись. Компания PersonalizedPacifiers.com заработала на сосках больше $ 2000000;

- печенье в форме кинозвезд от компании LikeUms (www.likeums.com). “Съедобные знаменитости” только в первый год принесли создателю компании $ 400000. Положим крекеры с лицом Де Ниро могут и “не пойти”, но уж “димобилановый” зефир поклонницы расхватают всенепременно;

- тапки Lighted Slippers - с датчиком давления и фонариком из ультраярких диодов. Ночью или при вечернем отключении света они помогают свободно перемещаться по квартире, не натыкаясь на мебель. Смех смехом, а только за один месяц прошлой зимы компания продала больше миллиона тапкофонариков - по $40 за пару;

- Identikids - браслеты для маленьких детей (www.identifyme.co.uk). На сделанные из яркого пластика браслеты наносится информация о ребенке и его родителях. Поэтому даже если ребенок потеряется на улице или в супермаркете, другие взрослые помогут ему вернуться к семье. Эти “безделушки” принесли создательнице компании (кстати, матери троих детей) $ 1300000 в 2006 году.