Сергей Лучников: “Верю в счастливый случай”
22 декабря 2007

текст Тимур Аникин

 

Говоря “деньги из воздуха”, подразумевают чудесное обогащение. Петербургский бизнесмен Сергей Лучников не верит в чудеса, но воздух родного города продает вполне успешно. А еще - инвестирует в недвижимость, строит бары изо льда и гоняет на тюнингованных спортивных авто. Читателям новогоднего номера “Комильфо” Сергей рассказал о своей вере в судьбу и о привычке судьбу искушать.

1. От метров квадратных - к метрам кубическим

 

- Готовясь к нашей беседе, я слегка запутался. Искал информацию о бизнесмене Сергее Лучникове, а Яндекс утверждает, что Сергей Лучников - это такой актер…

 

- Первые деньги бизнесмен Сергей Лучников действительно заработал лет, наверное, в 14 на киноплощадке. Снимался в кино после школьных уроков. Затем, уже вернувшись из армии, работал на “Ленфильме” администратором. Потом был директором картин “Зимняя вишня”, “Зимняя вишня-2”. А чуть позже организовал свою кинокомпанию и стал оказывать услуги зарубежным компаниям, снимая фильмы для иностранцев.

 

Ранние 90-е… Наступил момент, когда кино стало никому не нужно. Я стал зарабатывать на недвижимости. Пришлось расселять для себя коммунальную квартиру, и я обнаружил, что это - прибыльный бизнес. Так все и началось: расселение, купля-продажа жилой недвижимости. Потом стал работать с коммерческой - магазинами, бизнес-центрами, торговыми центрами.

 

- А идея торговли воздухом как пришла? Тоже из воздуха?

 

- Друзья привезли мне в подарок воздух Парижа. В баночке. Стоила она, кажется, шесть франков. А тогда надвигалось 300-летие Петербурга и примерно за год до юбилея я спросил себя: а чем Петербург хуже Парижа; почему в Париже продается воздух, а в Петербурге - нет? Первые расчеты показали, что бизнес вполне может быть прибыльным, а значит, могут и конкуренты появиться.

 

- И вы запатентовали идею?

 

- Да, прежде чем вкладываться, решил защитить свое начинание и запатентовал “герметичную емкость для сувенирной продукции”. И уже с патентом на руках сделал первую партию - десять штук. Было много сюрпризов. Банка оказалась дороже, чем первоначально ожидалось. Сами понимаете, первую попавшуюся емкость не возьмешь, ведь сувенир должен выглядеть сувениром - и из консервной банки его не сделать. Крышку с ключом вообще пришлось купить в Италии. Разумеется, и в дизайн этикетки вложили немалую сумму, и печатали ее не на обычной бумаге. В итоге банку с воздухом оказалось изготавливать дороже, чем, например, банку со шпротами.

 

- Вы единственный патентованный торговец воздухом в мире?

 

- Да. У меня мировой патент, защищенный на территории России. Уже сейчас могу кубометрами продавать воздух Парижа в Париже или в Лондоне - да где угодно. А если проведу в какой-то стране и защиту патента, то стану там эксклюзивным продавцом воздуха.

 

- Сколько российского воздуха по вашей милости уже уехало в другие города и страны?

 

- Десятки тысяч банок воздуха Москвы и Санкт-Петербурга. Я когда-то установил ценовую планку в $ 10, но в розницу цена “плавает” от 220 до 390 рублей.

 

Выноска

История от продавца воздуха

 

- Как-то встретился за обедом с другом, который торгует автомобилями, показал ему банку - вот, мол, сувенир. Считаешь, будут покупать? Он прикинул и сказал, что будут. Тогда спросил его - а за сколько можно продавать? Друг решил, что долларов за двадцать. А уж за десять тем более купят - “лохов-то много”. Уже в конце обеда друг, подумав, спросил - а нет ли случайно у меня с собой пары банок? Купить захотелось.

 

2. Кристаллическое ноу-хау

 

Второй нестандартный бизнес Сергея Лучникова - “Лед. Luchnikoff`s бар”. Оказавшись в Петербурге, зайдите по адресу: Казанская, 2. Надев предложенные валенки, устройтесь у ледяной стены и, сделав заказ, выпейте чего-нибудь крепкого из ледяного стакана. Не пить трудно - все же температура в минус десять градусов располагает к возлияниям.

 

- Ice-bar - это же вновь идея из-за рубежа страны?

 

- Да, про ледяной бар рассказал приятель, телевизионный продюсер. Он описал, как посетил одно такое заведение в Европе, и меня осенило:“Надо делать такой у нас!”. Кстати, впоследствии я посетил множество аналогичных баров, но свой делал еще, что называется, “по представлениям от пересказа”.

Изначально предполагалось, что “Лед” будет существовать на деньги крупных алкогольных компаний, рекламируя их продукцию. Собственно, так все происходит в ice-bar`ах на Западе: в Финляндии таким образом продвигают водку Finlandia, в Стокгольме бары спонсирует Absolut. У нас этот вариант не сработал. Я предлагал сотрудничество множеству водочных брендов, но все отказывались, говоря:“Вы же не ресторатор, не промоутер, у вас нет опыта в этой сфере - разве вам по силам такой проект?” Пришлось обойтись без них. Потом одна из этих компаний сделала аналогичный бар, но он вскоре закрылся

 

- Земля, воздух, лед… в ближайших планах нет еще каких-нибудь новинок?

 

- Нет, пока развиваем то, что уже работает. Будем строить аналог нашего бара в Русском доме на Олимпиаде в Пекине. Ну и - немного эксклюзива для читателей “Комильфо” - проект, о котором я прессе пока не рассказывал. После победы Сочи на олимпийском конкурсе у меня сразу появилась идея продвижения “воздуха Олимпиады-2014”. И так как до сочинских игр еще далеко, мы предложили нашему олимпийскому комитету эффектный трюк. Привезти на Игры-2008 в Пекине воздух олимпийского Сочи-2014! И таким необычным образом “промоутировать” наши Игры. Идею одобрили.

 

3. Self-made man и экстремал

 

- Есть в российском бизнесе имена, которые вы могли бы отметить?

 

- Из тех, с кем я знаком лично, я бы выделил Олега Тинькова. Он меня всегда поражает своей энергией, своим подходом к делу и тем, как он реализует задуманное.

 

Что, неужели Тиньков - и все?

 

- Понимаете, большинству российских миллиардеров и миллионеров их состояние “упало с неба”. Либо у них все строилось на торговле сырьем, либо на связях, ну есть еще вариант приватизации. Свои миллиарды они не заработали честным трудом - с начала, с нуля, как я или Олег Тиньков. Мне мои деньги легко не давались - ни наследства не получал, ни акций “Лукойла” и “Газпрома” не дарили. И, как следствие, уважаю тех людей, которые зарабатывают своим умом, трудом, энтузиазмом.

 

- Вас привлекает в людях нетривиальность?

 

- Да, нетривиальность - это то, что отличает обычного человека от личности. Кто-то мечтает максимум об автомобиле, даче и хорошей пенсии. А личность живет по-другому и мыслит по-другому: разносторонне, интересно.

 

- А в чудеса верите?

 

- В чудеса не верю, но верю в судьбу и счастливые случайности. И у меня самого была такая случайность в восемнадцать лет. Приятель рассказал про кастинг на главную роль в фильме (фильм “Соблазн”, 1987). Мы наудачу решили поучаствовать, и из двух или трех тысяч претендентов на роль выбрали меня. И моя жизнь после этого сильно изменилась.

 

- На что вы готовы не раздумывая потратить много денег?

 

- Не раздумывая я трачу только на своих родственников, родных и близких. И получаю истинное удовольствие, когда мне удается их удивить или порадовать.

 

- Есть ли у Сергея Лучникова любимые бренды?

 

- Среди часовых марок для меня вне конкуренции Vacheron Constantin. Одежда - нравятся такие марки, как Paul Smith, Etro, Joop! Автомобили? Езжу на спортивных “Мерседесах”. К сожалению! Езжу на “Мерседесах” и мечтаю о Bugatti (улыбается). Bugatti, Lamborghini, Ferrari - вот они мне по вкусу. Жаль, в России на них не покатаешься, а вот когда бываю в Европе… Bentley Continental раньше любил, но их в последнее время наплодилось - как “Жигулей”. А у меня ведь машины всегда были оригинальные, тюнингованные. Хотя, как говорил мне один мастер тюнинга, “привык так выделяться из толпы - это уже болезнь”.

 

- Что-то я не слышу в вашем голосе сожаления…

 

- Потому что я считаю, что нужно наслаждаться жизнью - каждым днем, каждым моментом. Если хочется чего-то сейчас - то нужно делать именно сейчас, не откладывая. Копить - не для меня. Лучше напрячься, одолжить, взять кредит - но исполнить свое желание быстро и получить максимум удовольствия от этого.

 

- “Максимум удовольствия” - это жизненный девиз?

 

- Нет, девиз у меня другой. “По этому пути пройду лишь один раз, так пусть же я уже сейчас совершу достойный поступок”.

 

- Работа, достойные поступки…А вот какой отдых вам ближе?

 

- Активный отдых. Люблю новые впечатления, новые эмоции, общение с интересными людьми. И спорт люблю, часто собираемся компанией друзей для игры в футбол.

 

- Простые мужские забавы?

 

- Да! Спорт, спортивные машины и, конечно, адреналин-экстрим. Тяга к экстриму у меня всегда была. Если поблизости построят высоченную башню для экстремальных прыжков - буду первый в очереди. Помню, когда в Москве поставили первую “тарзанку”, специально туда съездил и прыгнул. Так что мое хобби - экстрим: дайвинг, водные лыжи и парашют, конечно. Я же в ВДВ служил!

 

 

Даты

 

11.11.69 - родился  в Москве. Впоследствии переехал в Ленинград.

 

1987 году - cыграл главную роль в фильме “Соблазн”.

 

10.08.2005 - открыл бар “Лед”.

 

Этапы карьеры

 

Был слесарем (“так давали жилплощадь и регистрацию”), учился в радиотехническом институте. В настоящий момент - совладелец двух крупных петербургских компаний-девелоперов - “Петербургский Альянс” и Stanley Property Corporation (суммарный оборот за прошлый год – около $ 35 000 000). Работает не только на российском рынке недвижимости, но и за рубежом (Черногория).

 

Совсем недавно

 

Самый крупный из последних проектов Stanley Property Corporation – строительство на одной из центральных улиц Санкт-Петербурга крупного торгового центра. Всю торговую площадь (1500 м2) с октября занимает Bosco di Ciliegi, открывшая там пять монобрендовых магазинов: Jil Sander, Paul Smith, Ermanno Scervinno и Moschino (одежда) и La Perla (белье)