Максим Черницов: “Я не брендоман”
22 февраля 2008

Текст Тимур Аникин

Коллекция  “Пожар!!” (весна-лето 2008). Ирония как главный творческий принцип. Жизненный девиз “Всегда счастлив и навсегда молод”. Все это - об одном из ведущих российских fashion-дизайнеров,  Максиме Черницове, который объяснил “Комильфо”, куда вновь “поворачивает” современная мода и чем Кастанеда лучше Минаева.

- Что происходит сейчас в моде - российской и мировой?

- В мире заканчивается период увлечения винтажем, историей прошлых веков. И именно сейчас начинает формироваться стиль нового столетия. В XX веке, к слову, было так же: первые годы - мода на ретро, а новый стиль появляется лишь в 1908-1915 годах.

Что же до России, то наша мода продолжает меняться в сторону большей практичности. Стало меньше концептуальной одежды, сейчас чаще стараются делать одежду для реальной жизни.

- От авангарда к casual - это ведь и ваш личный путь?

 

- В общем, да. Это традиционный путь художника - в период ученичества он экспериментирует, создает много авангардных идей - этакая творческая лаборатория. Когда дизайнера замечают, ему уже нужно думать о создании линии “на продажу” - ведь если многим нравится твое творчество, то почему бы не поделиться им с другими?  

- Правда ли, что дизайнеры всерьез “взялись” за региональный рынок?

 

- Правда - например, вещи от Max Chernitsov продаются сейчас в Екатеринбурге, Орске, Калининграде, Архангельске, Иркутске. Это логично: русский дизайнер лучше понимает русского потребителя. И, кстати, именно поэтому наши дизайнеры всегда старались делать вещи нетривиальные, необычные - это в России ценится.

 

- “Модники” в Москве и в регионах сильно отличаются?

- Я бы говорил не о “московском”, а вообще о “русском” потребителе, который в целом требовательнее  европейского и американского. На Западе многие выбирают мешковатую одежду или унисекс, а в России женщины хотят быть женственными, привлекательными, но ни в коем случае не смешными. Серьезное такое отношение…

- А кто ваш клиент?

 

- Мужская и женская одежда Max Chernitsov - для жителей городов с быстрым ритмом, для людей успешных, в том числе делающих карьеру. Им нужна универсальная одежда, в которой утром можно пойти на работу, а вечером - с друзьями на вечеринку.

Сейчас мы усиливаем линию нарядной одежды, женских вечерних платьев - есть очевидный спрос на дорогие и женственные вещи. Если говорить о ценовой категории, то клиентура бренда - это, пожалуй, high middle, состоятельный средний класс.

 

- Однажды о вас написали, что “Черницову в коллекции всегда нужна культурологическая идея”. Согласны?

- Филологическое образование действительно наложило отпечаток на мои работы, и каждый показ хочется создавать как историю - рассказ, набросок или, например, повесть, переданную через драматургию показа.

- Тему своей кандидатской диссертации сейчас, спустя пять лет, вспомните дословно?

- “Идея художественного синтеза в литературных произведениях и теоретических трудах художников русского авангарда начала XX века (Кандинский, Филонов, Малевич)”.

 

- Раз уж речь зашла об именах великих - кто из современных дизайнеров вызывает интерес?

 

- Моим кумиром всегда был Alexander McQueen. Уже много лет его творчество мне кажется чем-то фантастическим, McQueen создал вокруг своего имени целый космос.

Нравятся работы Victor & Rolf. Еще Vivienne Westwood нравится - своим хулиганством, непреходящей молодостью. Очень интересен в плане мифотворчества, хотя и не близок мне эстетически, Martin Margiela: человек-загадка. А может, даже и не человек, а группа людей.

На российских подиумах мне симпатичны работы Алены Ахмадуллиной, Дмитрия Логинова, Константина Гайдая и, пожалуй, Дениса Симачева.

 

- А как с любимыми брендами вне fashion-индустрии?

 

- Я не брендоман. Главное - вещь, а не то, кем она создана. В современном мире легенда - это просто продукт пиара, придуманная история. Хочется истории настоящей - она не в легенде, а в самом продукте.

Хотя, конечно, любимые имена есть. Из парфюмов нравится Comme des Garсons,  а любимый - Fahrenheit Summer. Часы? Часы вообще не ношу: не люблю украшений, которые сковывают движения. Так что о времени сообщает подаренный друзьями телефон Sony Ericsson.

 

- Слоган марки Forever young and always happy - это про вас?

-  Да! Стараюсь таким быть, хотя внешне могу казаться и не слишком жизнерадостным. Young and happy - это такой флаг, который я стремлюсь по жизни нести. Если относиться к жизни позитивно, она вам будет платить тем же.

 

- Вы однажды “вытащили” на подиум даже писателя Виктора Ерофеева. А каких писателей филолог Черницов читает, а не показывает?

 

- Актуальные модные романы - Минаева, Робски - читать не могу: скучно. “Я проснулся в такой-то постели, на мне вот такое белье, сейчас я заварю кофе такого сорта, а потом сяду в машину особой марки и поеду”. Это же не литература, а просто информационный шум: людей нет, одни вещи. Мне ближе русская классика с ее героями и глобальными вопросами. Еще, пару лет назад серьезно увлекался идеями Кастанеды и много его штудировал. А последнее прочитанное - “Воскресение” Толстого. Роман о том, что у каждого из нас есть свои демоны, с которыми необходимо бороться.

                                                                                            

О дизайне

Вещи, которые привлекают своим дизайном? Объекты от Карима Рашида - они всегда яркие, сочные, футуристичные. Фарфор от Rosenthal - очень необычная посуда, которую я даже дарил любимым людям.

О кино

Большая любовь в кинематографе - фильмы Тима Бертона, которому удается успешно пропагандировать свою фирменную довольно мрачную трупно-кладбищенскую эстетику. Мне нравится, когда художник создает мир, интересный самым разным людям, а не узенькой группе эстетов.

О цветах

Цветы люблю - розы, хризантемы, тюльпаны, и даже ромашки какие-нибудь смешные. Только всех приучил не дарить мне цветов на моих показах - на подиум я выглядываю на полсекунды и сразу убегаю.

Краткая хроника

1977 - родился в Магнитогорске

1994-1999 - учеба на филологическом факультете Магнитогорского государственного университета

1999-2001 - организатор фестиваля авангардной моды “Половодье” (Магнитогорск)

2002 - защита кандидатской диссертации по филологии

С 2003 - создание мужской одежды под маркой Max Chernitsov; сотрудничество с брендом женской одежды KOKOGEM Gallery;

2006 - первое участие российских дизайнеров в показах Миланской недели моды в составе Черницов, Далакян и Погорецкая

2006 - бренд Max Chernitsov участвует на Lisboa Fashion Week в Португалии

2007 - тридцатилетие дизайнера  и выпуск десятой по счету коллекция Max Chernitsov

­Новости и адреса магазинов - www.maxchernitsov.ru

Выноска

Главные слова, описывающие мой стиль? Ирония. Легкость. Открытость.