Повелители Вселенных
03 сентября 2008
Текст Андрей Сергеев
(Тимур Аникин, Надежда Панченко)

«Когда я начинал работать над проектом, в мире существовало около пяти ресурсов, у которых был хотя бы десяток тысяч пользователей. Я не очень верил в то, что сайт по поиску друзей и одноклассников станет популярным в России, - вспоминает создатель сайта «Одноклассники» Альберт Попков. – Создавал я ресурс практически в одиночку, как хобби, в свободное от работы время. Первый пользователь зарегистрировался 4 марта 2006 года».

Два года спустя проект побил все мыслимые и немыслимые рекорды в Рунете. А в августе 2008 года количество зарегистрированных в нем пользователей превысило 20 миллионов.

 


Точка входа

 

Идея «Одноклассников» возникла за пять лет до того, как сайт появился в Интернете, когда Альберт познакомился с Джейсоном Портером, который разрабатывал похожий проект в Англии (friendsreunited.co.uk). Однако в 2000 году, когда Интернетом в России пользовались менее 10 процентов москвичей и единицы россиян, шансов на успех почти не было. Пока идея и Рунет «зрели», Попков тренировался в Европе, участвуя в плетении социальной сети Passado. Время «Одноклассников» пришло позже, когда доступ к Интернету перестал быть проблемой для большинства крупных городов России, а процент постоянных пользователей Сети в Москве добрался до уровня европейских стран.

«ВКонтакте», второй великан, идущий нос к носу в фарватере «Одноклассников» – просто близнец американского Facebook: «напрокат» взяты и идея, и интерфейс.  Но русским «последышам», несмотря на их вторичность, выпал шанс разыграть преимущество, которого не было у западных первопроходцев. 

«Американцы пришли в эти гигантские сети, уже будучи активными пользователями Интернета, – напоминает  Виктор Захарченко, руководитель контент-проектов компании e-generator.ru и директор по развитию социальной сети toodoo.ru. - Показатель проникновения Веба там давно замер. А у нас «Одноклассники» стали реальной точкой входа, через которую люди открывают для себя Интернет».

Раньше такую роль играли только порталы Яндекс и Рамблер. Статус точки входа может принести главную выгоду масштабным социальным сетям. Ведь любой их пользователь - потенциальный потребитель каких-то платных услуг в Интернете.

Альберт Попков утверждает, что основной успех проекта – это его массовость. Причины популярности перечисляет следующие: мощная и качественная рекламная и PR компания; продуманная маркетинговая политика; простота и уникальность (проект не скопирован полностью ни с одного из известных зарубежных ресурсов). «Друзья, друзья друзей, гости, оценки фотографий – ничего этого не было на обычных сайтах по поиску школьных друзей», - уточняет создатель «Одноклассников». 

 

 

Money for nothing

 

Экономика русских стартапов - очень экономна. Идея - бесплатно. Для строительства - готовые «движки», купленные за считанные тысячи и даже сотни долларов.

Самая существенная часть – сервера и обслуживание трафика. Альберт Попков признается, что они составляют до 70 процентов затрат, а первый год жизни «Одноклассников» стоил ему несколько сотен тысяч долларов. До недавнего времени у Альберта Попкова работало 3 человека в штате, сейчас – десятка два.

«К январю 2007 г. число зарегистрированных пользователей перевалило за миллион, - вспоминает он, - и стало понятно, что это серьезный проект, требующий больших вложений и серьезного, комплексного подхода к его развитию. Тогда я бросил все усилия на развитие ресурса, стал вкладывать средства в его продвижение, техническое оснащение, разрабатывать маркетинговую политику и создавать из небольшого коллектива единомышленников полноценную компанию».

Главная ценность тематических сетей, по словам Джима Уэйлза, создателя самой известной библиотеки бесплатной информации – Википедии, не стоит их создателям ничего. «Ее создают пользователи, они же эту ценность и тиражируют, затрачивая мощности сайта. Руководство сети обеспечивает начальные интеллектуальные затраты - идея, ПО, дизайн, и дальнейшие финансовые – сервера и зарплаты сотрудников, - объясняет Джим Уэйлз. - Копирование уже существующей информации обходится чрезвычайно дешево. Но создавать новое знание – это сложный, дорогостоящий процесс. Поэтому и существует парадокс: информация одновременно стремится стать и бесплатной, и дорогой».

Поглощением быстрорастущих «социальных» интернет-проектов увлеклись все гиганты Интернета - Yahoo!, Google и Microsoft.

Ресурсы покупают даже в том случае, если они не имеют шанса стать прибыльными. В 2006 г. Yahoo! попробовал приобрести сеть Facebook за миллиард долларов. Владелец сети, Марк Цукерберг, продавать свое детище отказался. А спустя год году он-таки продал 1,6 % акций Майкрософту за 240 миллионов. После этого Facebook стал «самым дорогим развлекательным сайтом в истории», оставаясь… убыточным.

 Цукерберг, который обеими руками держится за свой проект, - скорее исключение. Создатели социальных стартапов отработали стратегию: «сделал-раскрутил-продал». Продают зачастую не только ради прибыли, но и для выведения сети на новый уровень.

Культовый фотохостинг Flickr три года назад вошел в состав Yahoo!, и, с помощью нового владельца, вырос до гигантских размеров: 26 миллионов пользователей, 2.2 миллиарда фотографий, $ 6,7 миллиардов дохода за прошлый год. А еще – 12 000 сотрудников.

По словам Сергея Мурашова, одного из ведущих разработчиков Flickr, это единственный ресурс, использующий уникальную технологию поиска с индексированием в реальном времени. «Эта технология разработана в Yahoo! Не представляю, во что бы нам обошлось самостоятельное создание такой системы», - рассказывает г-н Мурашов.

 

Воображаемые сообщества

 

Ловить прибыль сетями, сплетенными из тысяч и миллионов социальных связей, удается не всем: самоорганизующиеся сообщества гораздо более непредсказуемы, чем привычная «целевая аудитория» рекламы в прессе и на ТВ. Когда компания SUP Fabrik, управляющая Livejournal, закрыла возможность регистрировать «безрекламные» аккаунты, возмущенные блоггеры в ответ организовали «День без контента».

Однодневный интернациональный бойкот уменьшил количество записей и комментариев на 15%, и в результате SUP вернула аккаунты и уволила сотрудника, причастного к их отмене.

«Социальные сети с точки зрения монетизации проблематичны, - объясняет Дмитрий Главацкий, менеджер партнерского отдела компании «Бегун». - Особенности аудитории и ее целей не позволяют использовать традиционные рекламные приемы с их привычной эффективностью, поэтому для социальных сетей уже сейчас активно придумываются новые подходы. В дальнейшем, полагаю, это приведет к разнообразию как форм, так и содержания рекламы. В число рекламодателей войдут и правительство, и политические партии, и некоммерческие организации».

Неясно, что именно обеспечит рост оборотов в сфере сетевого бизнеса. Но все эксперты сходятся в одном: он грядет. «Выделить основной доход сетей будет тяжело, - размышляет Главацкий. - Вместе с формами и методами рекламы будут меняться и сами сети, вводя новые, возможно, платные услуги».

«Уже через несколько лет круг рекламодателей будет такой же, как на телевидении и других охватных площадках – в том числе товары повседневного спроса, потребителями которых являемся все мы, - уверяет Дмитрий Степанов, исполнительный директор «Афиша Digital», afisha.ru. - Быстрее всего будет расти сектор доходов с посетителей, потому что сейчас он на абсолютном нуле. Сети будут продавать музыку, фильмы, билеты в кино, ж/д- и авиабилеты».

Альберт Попков считает, что «Одноклассники» потенциально интересны 80% нынешних пользователей Рунета, а значит, будут активно развиваться дальше. Кроме того, рост будет происходить пропорционально общему увеличению числа пользователей Рунета. По разным прогнозам, к концу этого года их будет порядка 40 млн., а к 2010 году - около 60 млн. «Если брать русскоязычных людей по всему миру, то эту цифру можно будет в полтора раза точно увеличить, а может, даже и удвоить. У нас есть все перспективы для того, чтобы предложить пользователем много интересных сервисов, и соответственно, увеличить доход, который мы получаем от проекта», - говорит создатель «Одноклассников».

Как утверждают специалисты, помимо деловых связей, Интернет может привести к новому типу социальной организации. «Развитие Интернета может привести к появлению новых типов сообществ, в том числе над-национальных и над-государственных, - заявляет Сергей Мурашов, Flickr. - Их основой будет общение, а может, даже и бизнес «внутри» Интернета. И эти сообщества смогут оказывать сильное влияние на глобальную политику и экономику. Различные социальные сети и ресурсы, существующие ныне, являются прообразами такой новой глобальной среды».

 «Правительства» сетей по лояльности подданных способны многократно превзойти самые демократичные режимы. И этот «политический капитал» распахивает перед сетеводами еще одно огромное окно возможностей.

 Футурологи, предсказывавшие порабощение мира частными корпорациями, промахнулись. Миром, при его же активном участии, будут править социальные корпорации. Запись в повелители – открыта.

 

Все эксперты найдены с помощью социальных сетей «Мой Круг», Livejournal, Flickr.

Читайте печатную версию материала в журнале "Смена" № 9/2008