КОГДА У ВАС НЕМНОГО ДЕНЕГ, ВЫ ЗАНЯТЫ ИСКУССТВОМ
17 октября 2008

     Юрий Грымов убежден, что кино нужно снимать на небольшом бюджете и показывать на широком экране 

     У Грымова не только свой режиссерский, узнаваемый взгляд, но и особенная позиция по многим вопросам. Он далек от глянцево-гламурного мира и очень этому рад. Он не мелькает на светских тусовках и не собирается нравиться всем подряд.

     СМИ нечасто тиражируют его имя. Эта осень обещает быть иной – Юрий Грымов открывает художественную галерею и выпускает в прокат фильм «Чужие». 

   

… Так получилось, что это мое первое кино о дне сегодняшнем( или актуальное сегодняшнему дню). До этого у меня была картина «Му-Му» (XVIII век); «Коллекционер» (заоблачное будущее); «Казус Кукоцкого» (середина XX века). Мне захотелось рассказать историю сегодняшнего дня. 

     - Я ваш новый фильм еще не видела, но по кадрам и общему описанию мне «Чужие» показались похожими на «Вавилон»: в чужом, восточном мире, оказываются люди с разным менталитетом… Нет у вас опасений, что ваш фильм будут считать копиркой работы Алехандро Гонсалеса Иньярриту?

      - Когда композитор написал музыку, а ему говорят «как-то на Моцарта похоже», это неплохо. У «Чужих» и «Вавилона» совершенно разные темы, содержание. Объединяет одно – серьезность высказывания.

     - Сейчас говорят о том, что в России стали снимать современные фильмы хорошего уровня, западного. Вы с этим согласны?

     - Я вижу совершенно несимпатичную мне тенденцию: как только появились деньги на съемки, мы, со своей культурой, начали повторять Голливуд 80-х годов - спецэффекты, зрелищность… и больше ничего. Фильмы получаются довольно-таки скучные и пустые.

     Крупнобюджетное кино в России неадекватно рынку. Рынок не может или не хочет съесть столько, чтобы вернуть деньги, потраченные на кинопроизводство! И русское кино может набрать вес, если только будет работать с малым и средним бюджетом.

     В этом случае авторы фильма просто вынуждены рассказать уникальную, интересную историю. Когда у вас немного денег, вы заняты мыслями и искусством, а не тем, как зрелищно разбить несколько машин и вертолетов.

     Мне повезло, я сам себе и режиссер, и продюсер. Поэтому могу снимать то, что хочу. И для кого хочу. А хочется мне работать для зрителя думающего, сомневающегося, ранимого, т.е. того зрителя, который хочет развиваться.

     - А куда и как развиваться сейчас? Мне кажется, все основные мысли уже сказаны, ничего нового в искусстве не появляется. Чем себя может удивить человек в зрелом возрасте?

     - Неправда. Производится много хороших фильмов, происходит много интересного в литературе, современном искусстве. Можно и в прошлом ковыряться. Другое дело, что многие издатели журналов, режиссеры, писатели боятся делать серьезные вещи, потому что думают, что они не будут востребованы. Но ведь это бред!

     У нас слишком занижена оценка читателя, зрителя. Надо просто делать умные, серьезные вещи, и аудитория, которой это интересно, непременно появится!

     - Выходит что, когда искусство приносит много денег, всем понятно и востребовано, это уже не искусство, а непременно масскульт?

     - Думаю, правда находится посередине. Недавно мой приятель посмотрел «Чужие». «Фильм снят по законам боевика, но там поднимаются очень серьезные темы», - сказал он мне.

     Я подумал: «Супер! Это то, чего я хотел!». Я хотел снять фильм, который удобно смотреть. Важные вещи изложить через популярную форму.

     - Когда мы сможем увидеть вашу новую картину?

     - Показы в России начнутся с 20 ноября. В зону проката входят страны СНГ, США, Канада, Африка. Очень рекомендую знакомиться с «Чужими» на большом экране. Только так можно полюбоваться настоящими цветами Африки, почувствовать запах пустынной пыли. И, что важно – «Чужие» нужно обязательно смотреть от начала до конца!

     - Почему решили использовать зарубежных актеров?

     - Тема, которую мы затрагиваем в фильме «Чужие», кажется мне для современного мира весьма актуальной. Речь идет об отношениях внутри треугольника - русские, арабы и американцы. Эти три угла являются основополагающими для всех мировых конфликтов на сегодняшний день.

     Рассказывая историю о представителях разных наций, мне показалось разумным использовать настоящих носителей языка. 80% участников съемок были арабами, 10% - русскими, 10% - американцами.

     Это человеческая история: в сложной ситуации оказываются люди разных национальностей, и каждый ведет себя в соответствии со своим менталитетом, воспитанием.

     - Сложностей при работе с актерами не возникло?

     - Нет. Порадовала  профессиональная, и даже гражданская позиция американских актеров: охотно признавали, что внешняя политика их государства им неприятна.

     - Где проходили съемки?

     - Снимали в северной части Африки. Такого количества раз в сутки я не целовался никогда! Причем с мужчинами. Утро начиналось с чмок-чмок, день заканчивался так же. При встречах с арабскими художниками, директорами, администраторами, продюсерами нужно было целоваться. Это правила игры, по которым нужно жить в арабском мире. Там совершенно не работают агрессия и те вещи, которые отлично действуют в Москве – жесткость, требовательность. В арабском мире это бесполезно: там все только по любви. В России с помощью любви ничего не получается: можно настоять на своем, только когда ты жестко гнешь свою линию. По любви тут только безалаберность и пьянка. А там – наоборот.

     - А зритель, как вы думаете, полюбит «Чужих»? Ожидаете ажиотажа, шума? Хвалебных рецензий?

     - Это ведь страшно, когда говорят: он снял гениальное кино. Это значит, что дальше расти уже некуда! Нравиться всем - страшная вещь. Все могут относиться с уважением, симпатией, интересом, но нравиться нужно единицам. Я ведь не просчитываю – как бы сделать так, чтобы угодить зрителю? Просто делаю то, что мне близко. Если я буду делать это честно, найдется какое-то количество людей, которым это тоже будет близко.

     - Что будет дальше? Какие планы?

     - Надеюсь, в следующем году начнем снимать детскую сказку. Готов сценарий молодежного экшна, отобраны актеры, но пока нет финансирования. А еще я загорелся идеей снять второй детский фильм. По роману «Поллианна» американского автора Элеонор Портер, написанному сто лет назад. Моя 11-летняя дочь после прочтения этой книги несколько дней повторяла то, что делает героиня!

     - Что там такого необычного и чарующего?

     - Отношение к жизни. Эта книга учит радоваться простым вещам, ценить их. Очень трогательная история. К ней сейчас пишут сценарий.

     Жаль, что снять кино стоит больших денег, потому что много чего хочется рассказать! Ведь что обычно делают люди, которые имеют доступ к общественному рупору?  Смотрите, какие классные штаны я купил! Они такие, с кармашками, за столько-то сотен долларов, у них лейбл на причинном месте. Глупо.

     Я очень рад, что имею весьма косвенное отношение к миру гламура – это мир пустоты. Не желаю, чтобы мою супругу в 55 лет называли «милочка!» А меня – Юрочка! Мне удобнее на Вы. И причина – желание не дистанции, а уважения!

      - Своего зрителя тоже на «Вы» про себя называете?

- Исключительно. К тому же, я совсем с немногими лично знаком.

     - Я насколько знаю, Вы шоппинг вообще не любите.

     - Покупать живопись доставляет радость, а вот выбор мебели и вещей - это ужасно.

     - Какую живопись купили в последнее время?

     - Арабскую, привез со съемок несколько картин. Очень живые, теплые, открытые. У меня в коллекции были работы русских художников, украинских, теперь появилась  арабская живопись. Собираю современное искусство. По сути, могу назвать себя назвать коллекционером - у меня не две картины и скульптуры, больше.

     Раньше я комплексовал, считал, что надо собирать что-то конкретное, а не то, что мне нравится. Но знаете, в чем сила любой коллекции? В том, что это именно моя коллекция, собранная в соответствии с моими вкусами, ценностями, приоритетами.

     В моей коллекции есть, по крайней мере, четыре работы, которые за последние десять лет поднялись в цене на два нуля. Но я покупал их не потому, что хотел вложить деньги, и продать. А потому, что мне было интересно! Для меня это не бизнес, но я твердо намерен открыть художественную галерею. Это случится в сентябре.

     Я хочу отойти от рекламы, по-минимуму заниматься дизайном интерьеров. А все основное время посвящать кино и искусству. Современное искусство, кино, интерьеры – все это требует индивидуального подхода. Мне иногда кажется, что мы возвращаемся в совок – помните, эти одинаковые хрустальные люстры, вазы, ковры и стенки? Одинаковые занавесочки из ИКЕИ, мебель из ИКЕИ.

     С обществом потребления нужно бороться. Не надо бояться, что у вас нет вкуса. Он есть, только это ваш вкус. А у Ивановых – вкус Ивановых.

     Индивидуальность надо воспитывать.

     Отдельным блоком:

     «Чужие». Россия, «Творческое объединение ЮГ» / США / Египет, 2008.

     В ролях: С. МакАлистер, М. Эдам, К. Гати, Н. Стюарт, Д. Грэйс, В.Бычков, А. Полуян и др.

      Действие происходит в наши дни в зоне внутринационального конфликта. Пять врачей, представляющих благотворительную организацию США, должны провести обследование и вакцинацию детей. Однако судьба уготовила для врачей такие испытания, в результате которых им придется рисковать не только своей карьерой.

     Новая картина Юрий Грымова показывает,  на что готова пойти жена, чтобы решить свою проблему. На какие поступки толкает человека собственное одиночество. Как противоестественная связь становится нормой в глазах современного общества. Во что может вылиться столкновение культур; конфликт многовековых традиций и современной морали.