Самопальщики» и «чоппербилдеры»
09 ноября 2008


В завершение этого сезона: Как и для чего мужчины строят мотоциклы

 

Текст Надежда Панченко

 

...В двух гаражах Скунса всегда стоит с полдюжины мотоциклов. Кроме тех, что  привезены на починку, по крайней мере, пара сделана им собственноручно. Исходный материал - диски с джипа, фары от М72 и М 61 (довоенные советские мотоциклы) и старых грузовиков, запчасти от современных моделей Honda и Kawasaki.

«В миру» Скунса зовут Александр Янкелевич. Его работа называется кастомайзинг (от английского customize - переделывать, подгонять).

 

В отличие от тюнинга, предполагающего доводку и улучшение уже готового мотоцикла, кастомайзинг – это строительство с нуля.

Выставку кастом-байков можно разглядывать не то, что часами – сутками. Фантазийность технических решений в состоянии оценить и совсем далекий от байк-культуры человек. Они похожи на выходцев из фильмов в стиле фэнтези, японских аниме: огромные фары, футуристические обводы.

У одного амортизаторы наклонены под углом в 45 градусов - для устойчивости; другой грозно смотрит на людей единственным огромным глазом – фарой, который его создатель позаимствовал у трактора «Беларусь»…

Существует два распространенных варианта создания кастом-байка. Серийный, заводской мотоцикл «дорабатывают» в мастерской, навешивая нужные для реализации концепции детали. Так происходит чаще всего. Второй вариант – постройка «с нуля». Здесь тоже возможно два варианта – либо союз дизайнера и «жестянщика», либо работа единственного мастера.

 «Скопировать рисунок дизайнера в железе тяжело. Увод лекальной линии силуэта бензобака всего на два сантиметра не в ту сторону может разрушить весь проект. Я встречал людей, которые рисуют свои модели на коленке, корявым карандашом, но видят мотоцикл, как таблицу Менделеева, просто и ясно; виртуозно умеют резать и пилить, чувствуют байк», - говорит Ростислав Егоров, владелец одной из самых известных московских мастерских, участник международных выставок. Он считает очень важным для проекта умение написать спецификацию на детали, понять, какими они будут, чтобы в них воплотился замысел. А деталей потребуется более двух тысяч штук.

«Занудство это, сразу все детали прописывать - считает Скунс, который создает кастомы на базе отечественных мотоциклов. – Это же, как картина – невозможно посчитать количество мазков, которые ты сделаешь своей кистью, и определить цвет каждого максимально точно».

Скунс окончил лесотехническую академию, собирался было защитить диссертацию, да потерял интерес. Он взялся за строительство мотоциклов еще в перестроечные времена – как многие российские кастомайзеры. Тогда мотоциклистам хотелось красоты и надежности. Западных же, красивых, байков было крайне мало.

«Я долго глазел на других – кто ездит на мотоцикле, кто их делает. Сам долго катался «вторым номером», - признается Александр Янкелевич. - Потом сел за руль; стал заниматься починкой понемногу. А делать мотоциклы начал несколько лет назад – случайно мне досталось несколько ненужных деталей. Ну, я и пустил их в ход».

Скунс показывает нам живой, недавно покрашенный мотоцикл, объясняя, в какой последовательности появлялась та или иная деталь. Сначала «завелись» колеса, потом в хозяйстве обнаружилась «некомплектная» рама с подвеской. Тогда мастер сварил раму и приладил колеса. Тормоза у зеленого мотоцикла - от «Жигулей», фары – от грузовиков и старинных отечественных байков: М 72, К 750, М 62, М 61.

«Крепежи для них я сделал сам. Спидометр стандартный, а тахометр мне специально паяли, - рассказывает Александр. - Кардан пришлось точить новый. Вчера, наконец, подарили сиденье для люльки, от какого-то джипа».

 Он выращивает мотоциклы, как деревья – органично, заботливо, пренебрегая точными расчетами.

«Я исхожу из того, что есть смазочная система, рассчитанная давно, но не совсем идиотами. К ней я ставлю дополнительно масляный радиатор. Я знаю больные места, например, фабричного коленвала, и стараюсь при создании нового байка их «залечить», - говорит он.

Для этого аппарата Скунс сам переделывал крылья, наращивал длину, ширину, приваривал боковину, а также переварил бак. Для второго, синего мотоцикла Янкелевич использовал полотенцесушитель из нержавейки.

«Как нас только и не называли – «самопальщики», «чоппербилдеры»*. Теперь у этого занятия более презентабельное название – кастомайзинг, - подытоживает Александр Янкелевич. – Сейчас появляется много ребят, у которых есть деньги. Им хочется выпендриться перед девчонками, показать себя во всей красе на оригинальном мотоцикле. А девушкам и не важно, своими руками его владелец построил или сделал на заказ – главное, чтобы дорого и круто», - кипятится он.

Ростислав Егоров более лоялен к клиентам - он говорит, что многие заказчики живо участвуют в строительстве, вкладывают в это душу. «Мы все живем в пространстве между эмоциями и рассудком. Любое прикосновение к техническому чуду – попытка совместить эти два мира, ну хоть чуть-чуть. Обладание мощным, оригинальным мотоциклом влияет на настроение и самоощущение человека. Очередь в нашу мастерскую не рассасывается. 

Сделать кастом-байк - это как зачать, родить и воспитать ребенка. Только чуть быстрее, - говорит Егоров. – В год мы придумываем максимум пять мотоциклов. «Пустить в плавание» больше, чем два из них – невозможно. Если делать все, как следует».

Скунс каждый свой мотоцикл строит годами – доделывает, переделывает. И расстается со своими «произведениями» с большим трудом. «Вот, только недавно продал один из четырех своих мотоциклов, - огорчается он. - Прощаться с ним было тяжело – слишком много труда вложено. Но зад-то у меня всего один, сразу на четыре байка не сядешь».

Отдельные блоки:

- Этой весной русских кастомайзеров приняли в Custom Bike Association. А также признали Moscow Custom&Tuning Show частью чемпионата мира по кастомайзингу. Но, как говорит Ростислав Егоров, радоваться тут нечему: «Западный кастом-мир сгруппирован, наш – нет. Проводят несколько конкурсов, там выигрывают какие-то мотоциклы, и что дальше? Чаще всего, участников выставки крайне сложно сравнивать. Это как делать вывод, что рояль звучит лучше скрипки. До сих пор непонятно - куда человеку пойти, чтобы научиться строить байки? Где кастом можно заказать, купить? Развитие рынка идет от билдеров, которые меряются амбициями. А нужно формировать общее пространство, культуру потребления».

- Стоимость коллекционного американского кастом-байка (производитель West Coast Choppers) может составить 1 500 000 евро. Русские пока в среднем не превышают уровня 50 000 евро.

 

http://www.allstategarage.com/ Здесь, в виртуальном гараже, можно самому построить байк.