Новые язычники
08 сентября 2009

Подмосковные язычники живут в мире с природой

Текст Елена Федотова

 

«Ильм, вообще-то я Илья, но собираюсь поменять имя. Ильм – старое славянское имя, переводится как ясень или дуб. Перуна тоже иногда так называли», - представляется нам гость этнодеревни Поповка.

Парадокс, но интерес к, казалось бы, окончательно забытому язычеству, в 21 веке только возрастает: тысячи россиян, как и Ильм, уезжают из больших городов и старательно восстанавливают утерянную связь с природой.

 

Неоязычество

 

Деревня Поповка Можайского района находится в трех часах езды от Москвы. Сначала – несколько часов в электричке, следующей до станции Уваровка (белорусское направление), оттуда – на такси «до конца» деревни и, наконец, - пешком пару километров по полю, в дождь напоминающему блотце.

На превый взгляд, поповка ничем не отличается от обычной деревни: деревянные дома, люди, одетые в футболки и шорты.

В начале 80-х многие советские студенты перебрались в леса, выстроили капища и реконструировали там полузабытые славянские праздники. Поповские язычники были одними из первых в СССР.

За рубежом пик популярности движения пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. О российских язычниках открыто заговорили только в 90-х. Отчасти, этому способствовало официальное признание «Московской славянской языческой общины», отчасти – интерес националистических движений к славянской символике.

Фашисты третьего рейха присвоили славянский символ жизни Ярг. Российскую «Зеленую свастику» заинтересовали идеи неоязычества в целом. Может быть, поэтому настоящие российские язычники всячески открещиваются от приставки нео. «Мы не поклонники матрицы, и наш спаситель не Нео», - отшучивается житель Поповки Владимир Егоров, многим известный как Кот Баюн.

 

Красная горка

 

Деревня Поповка (она же Красная горка), по утверждению ее обитателей, находится на месте перекрещивающегося геологического разлома. В Древней Руси такое место непременно заинтересовало бы жрецов. Современные язычники купили генеральскую дачу случайно, оказалось – угадали.

В центре предполагаемого разлома поповцы построили Сварожий круг: деревянные столбики, украшенные стеклянными шарами и рунами, образуют закрученный в спираль круг. Каждый виток символизирует одну из стихий - землю, воду, воздух и огонь.

Вход в Сварожий круг находится точно на юге, выход - на севере. «Компасы здесь часто дают сбой, выверяли по полярной звезде», - говорит Ольга Торопова, основатель и научный консультант этнокультурного центра «Колосвет».

Кот Баюн объясняет, что если пройти круг по часовой стрелке (в язычестве движение по часовой стрелке считается заклинанием на жизнь, против – на смерть), и в центре попросить защиты у Сварога, человек очистится от всего лишнего. Духовно и физически.

«Первый раз для того, чтобы пройти через Сварожий круг, приехал с родителями. Теперь приезжаю каждое лето, помогает», - подтверждает Ильм.

 «Вряд ли вы найдете людей, живущих так давно вместе. Около 30 лет, - говорит при встрече Кот Баюн. – Нас объединило желание жить в гармонии с природой и миром. Решили начать с себя, а не наоборот, как многие сейчас делают. Совершенствуя себя, ты совершенствуешь мир».

К поселенцам регулярно приезжают в гости родные, друзья и просто близкие по духу люди. Но посчтоянно в Поповке живет не больше 20 человек – бывшие студенты Московского лесотехнического института.

Первые опыты студентов-энтузиастов больше напоминали капустники, чем реконструкцию славянского образа жизни: яркие костюмы, сказочные персонажи и уйма творческой энергии. На догнивающем сейчас в овраге уазике начинающие язычники объездили весь славянский мир, по крупицам собирая остатки традиции.

Нашли нетронутый цивилизацией схорон. Где - не говорят. Потому что схорон.[1]

Основываясь на знаниях, полученных в схороне, поповцы уже много лет воссоздают языческие обряды Древней Руси. Они входят в лес только правым боком, предварительно запасаясь печеньем для лешего, по понедельникам и четвергам славят Перуна, а от болезней их охраняют кубышки-травницы - небольшие куклы-обереги, набитые душистыми растениями.

Вера это или научный интерес – вопрос открытый. Кот Баюн говорит, что это веда - и не вера, и не знание, что-то посередине. Язычники, живущие в согласии с природой, имеют одно неоспоримое преимущество перед кабинетными учеными – возможность открыть что-то заново.

На счету жителей Поповки есть пара таких открытий. Например, древние славяне украшали женские кокошники объемными, произвольно нашитыми шишечками. «Я всегда думала, что означает такой узор, - рассказывает Светлана, руководитель центра «Берегиня». – А потом мы присмотрелись к небу перед дождем, и поняли, что это облака. Дождь, как и женщины, всегда был связан с плодородием».

Славяне-язычники всему учились у природы, а значит, в каждом обряде есть своя логика, даже если мы ее не понимаем, - уверены в Поповке.

Так, «белым днем, когда заря с зарей сходится» раньше называли праздник Ивана Купалы, и отмечали в день летнего солнцестояния. После введения нового календаря праздник переместился на 14 дней назад и потерял свой первоначальный смысл – а основные языческие праздники всегда связаны с изменениями в природе.

Новый ток времени – Коляда - зарождается в день зимнего солнцестояния. Перун Весень будит землю в день весеннего равноденствия, а после осеннего - Мокошь начинает плести нить судьбы и долгими вечерами восхвалять урожай.

Стараясь избежать таких огрехов, подмосковные язычники тщательно соблюдают обрядовость: разносят по полям пепел от ритуальных костров, лечатся травами. Единственной не вполне славянской привычкой новых язычников стало вегетарианство. «Мы раньше держали баранов, - рассказывает Кот Баюн. – Рано или поздно их приходилось сдавать на мясо. Мы посовещались и решили, что легче покупать носки, чем сдавать своих животных».

Жители Поповки - не религиозные фанатики-отшельники. Как и миллионы россиян, они перезваниваются с родственниками по мобильным телефонам, мечтают о вай-фай зоне и ездят лечить зубы к стоматологу - и все же деревенский дом на городскую прописку менять не собираются.

«Нет, в город я не вернусь, уже привыкла. Здесь все живое», - подытоживает Светлана.

 

Скоро: Осенью совместно с Музеем леса поповцы проведут экотур по Тюрмеромскому лесу графа Уварова, рядом с которым живут. А 26 сентября гостей приглашают в саму Красную горку - состоится праздник урожая Большой Овсень.



[1] Место, куда ушли некоторые язычники до принятия христианства на Руси, чтобы сохранить славянские обряды и традиции в первозданном виде.