Россия-Уэльс
09 сентября 2009

Помогут ли русские болельщики футболистам и чем глорихантер отличается от маркитантки

Текст Дмитрий Федоров

 

Сегодня футбольная сборная России играет с Уэльсом важнейший отборочный матч чемпионата мира.

А в середине месяца начинаются еврокубки.

Несмотря на кризис и повсеместную пропаганду экономии и воздержания, в Европе наверняка высадится внушительный десант русских болельщиков. Подъем патриотических настроений, изменение уровня доходов в последнее десятилетие изменили дислокацию на европейских аренах.

Нынче по уровню поддержки своих футболистов мы котируемся необычайно высоко. И берем не только числом, но и умением. В Хельсинки национальная команда большую часть матча проводила, словно дома. А в прошлом году на Суперкубке в Монако питерцы на стадионе составляли подавляющее большинство зрителей.

Естественно, соблазн объяснить успехи нашего футбола и нашего хоккея сумасшедшим энергетическим импульсом, исходящим с переполненных трибун, велик.

Спорт является лучшим подтверждением гипотез о том, что мысль - материальна. Действительно, если проанализировать результаты домашних и гостевых матчей между одними и теми же соперниками, матчей, разделенных неделей или двумя, то легко обнаружить, что счета довольно контрастны. За такой короткий промежуток времени радикальным образом изменить качество игры нельзя – следовательно, на своей, домашней арене что-то оказывает положительное влияние на игроков. И это «что-то», скорее всего – флюиды, исходящие от болельщиков!

Поговорка «дома и стены помогают» теряет актуальность в нашу эпоху из-за унификации архитектуры и жизненного пространства. Пятизвездные гостиницы везде фешенебельны, стадионы одинаково комфортабельны, раздевалки сверкают евроремонтом.

Единственное серьезное отличие – поле, площадка. Бывает, что трава пострижена коротко, и это меняет скорость, с которой катится мяч. Жесткая земля требует бутс для хорошего сцепления. В хоккее важно, насколько мягкий лед. К нему тоже надо приноровиться. Но именно для того, чтобы подстроиться под покрытие, команды и приезжают за день до встречи и проводят тренировку на стадионе, где им предстоит играть.

Напрашивается простой вывод – любовь и ненависть десятков тысяч человек, заполняющих трибуны, оказывают важнейшее воздействие на ход матча. Имея численное преимущество, ревом и криком можно задавить игроков соперника, лишить их моральной устойчивости, затравить.

Поэтому русские болельщицкие десанты на Евро-2008 - тоже творцы бронзовой сказки нашей сборной! От 12 до 15 тысяч болельщиков на каждой встрече – впечатляюще. По предварительной оценке вице-президента Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Андрея Малосолова, в Уэльс должны добраться не меньше двух тысяч человек.

Правда, за месяц до игры главный санитарный врач России Геннадий Онищенко порекомендовал воздержаться от поездки в Великобританию из-за угрозы заражения свиным гриппом. Якобы кто-то из-за страха перед инфернальным А/H1N1 сдал свои путевки.

Но всем понятно, что на такую слабость горазды только глорихантеры. Так называют людей, которые начинают переживать за победителей, за успешные команды. Естественно, в тяжелую минуту, в момент неудач, они переключаются на что-то другое. Им важно зрелище, они клюют на ажиотаж. Настоящие болельщики относятся к глорихантерам пренебрежительно, но, справедливости ради надо отметить – именно они создают массовость. Глорихантеры - представители среднего класса, которому по карману недешевое удовольствие – поездка за границу.

Любой цивилизованный выезд начинается от 600-700 долларов. Это если повезет попасть на чартер, привозящий на матч и увозящий в ту же ночь. Но многие стараются совместить посещение игры с отдыхом и культурной программой, то есть прилететь заранее или уехать через пару дней после встречи. Для таких болельщиков туристические фирмы организуют более продолжительные туры. Их стоимость - от 1000 евро и выше.

Приобщение к крупному турниру обходится в разы дороже. Хотите попасть на финал чемпионата мира по футболу? Приготовьте 7-8 тысяч евро. Понятно, что уровень комфорта в этой поездке задается довольно высокий. Туристические фирмы стараются избирать гибкую политику, чтобы покрыть своей сетью максимально возможное количество болельщиков.

Российский футбольный союз не имеет официального туроператора, поэтому тут царит конкуренция. Но билеты на все гостевые матчи распространяются через компанию «Лига чемпионов» и ВОБ.    

Пятнадцать лет назад я в первый раз отправился на выезд со сборной. В шотландский Глазго. Нас было человек тридцать – не больше. Летели на самолете вместе с командой, что по сегодняшним временам верх панибратства. На легендарном стадионе «Hampden Park» выглядели милой группкой – как группа школьников, приехавших на экскурсию.

На Олимпиаде 98-го года в Нагано хоккейную сборную поддерживало пять человек, которым даже немного помогали деньгами сами спортсмены. Кстати, один из тех героев – известный в болельщицких кругах Гоша из Арзамаса – даже как-то слетал в Оттаву, чтобы персонально поддержать игравшего там Алексея Яшина.

Яшин пригласил его к себе домой, угощал, возил по городу – короче, встретил как родного человека. Все это я рассказываю к тому, чтобы стало понятно, насколько эксклюзивным явлением в девяностых были выездные болельщики.

В мае нынешнего года на хоккейном чемпионате мира в Швейцарии численность русского десанта составляла 250 человек только в отеле «Allegro», где жила национальная сборная.

Игроки и фанаты в свободное время общались весьма цивилизованно, и тренеры не препятствовали этому. Хотя, казалось бы, лишние контакты должны отвлекать и мешать спокойной подготовке. Но, видимо, консолидация российских людей, которая так редко встречается в других сферах жизни, оказала сугубо положительное влияние. Мы победили!

 …В выезде за границу с любимым клубом (а тем паче со сборной) есть нечто романтически-средневековое. Так, вслед за государями и баронами, рыцарями и монахами в крестовые походы шли тысячи бродяг и мечтателей, которых манила сказочная цель – взять Святой град.

В наши дни спортивная победа похожа на захват крепостных стен. Только с помощью чужих ног и рук – рук и ног игроков. В обычной жизни многие болельщики - клерки, пять дней в неделю послушно кивающие своим начальникам. Но вот и чемпионат, вот и отпуск, вот и... полный отрыв! Война на стадионе, оружие (флаги и трещотки)

В общем, фанатский выезд очень похож на захватническую войну. Только при этом никто не погибает.