«Личинки будущего»
21 сентября 2009
Молодые художники из стран  СНГ и Балтии продолжают перфомансы в Москве  

Текст Евгения Сливовая 

     На  обломках бывшей империи он решил  построить новую систему. Для  чего приготовил кабели и педали, колеса и рули.

     Александр Пономарев, чья выставка «Обратные связи» открывается на «Винзаводе» 26 сентября в рамках Третьей Московской Биеннале современного искусства, решил построить свой объект вместе с группой художников, математиков, военных и физиков из стран СНГ, Балтии, Грузии и Украины.

     Инсталляция делится на центральную часть и периферийные зоны, между которыми протянуты кабели-связи. Центральная зона похожа на велосипед с 15 колесами, 15 рулями и 15 сидениями. Педали при вращении вырабатывают электрический сигнал. Все это не просто так, хотя, в «плане» инсталляции, нарисованном от руки, с пометками, понятными только художнику, без бутылки не разобраться.

     Здесь и какая-то Башня, и ЦПУ (центральный  пульт управления), и подводная  лодка «Курск»... От этих элементов  к другим ведет сложная система коммуникаций. Полисистемная инсталляция «Обратные связи» призвана напомнить, что в новом мире, где нет границ, потому что есть Интернет, а технологии перерождают пространство, и между элементами возникает новая система и новые взаимодействия.

     Информационные технологии меняют мир и вновь его объединяют. «Нет забытых друзей, нет потерянных писем. Все близко и мгновенно. Память восстанавливается. На фоне воспоминаний образуются «обратные связи», - убежден Пономарев.

     Об  объединении и появлении общей  платформы, которая будет характеризовать художественные поиски нашего времени как стиля эпохи, мечтают участники другого осеннего проекта под названием «Второй диалог» (открытие - 23 сентября). Имеется в виду диалог о принципах искусства, которые спасали и спасут мир.

     В диалог вступают более десятка художников из стран СНГ, Балтии. Кто-то изъясняется неофолкмотивами (Алиса Йоффе и Николай Маценко), кто-то – инсталляциями с участием советских монет, герба Белоруссии и фотографий священников и ветеранов (Галим и Зауреш Мадановы, Марина Напрушкина); кто-то – языком скульптуры.

     Техники, в которых выполнены работы, разные.  Как считает куратор, Константин Борхов, выставка объединяет «произведения, очевидным образом отвечающие на мультикультурные вызовы современности». Организаторы стремились уподобиться авангардистам начала ХХ века, стремившимся найти универсальные формы художественного общения, которые бы не разделяли, а объединяли культуры.

     Куратор проекта «Личинки будущего» (открытие - 23 сентября), Ирина Яшкова, стремится найти ответ на вопрос – а существует ли в новых государствах на руинах СССР живая воля к созданию нового искусства, нового авангарда или достаточно апроприации и соединения опыта былой «империи» и нынешнего национального колорита?

     Эксперимент проводится при участии молодых художников Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

     Все три описанных выше экспозиции представляют собой часть единого проекта «1/6 +», в рамках которого с лета современное искусство стран Содружества и Балтии показывают в Москве.

     «Одна шестая», - это та часть планеты, которую  занимает СНГ. «Плюсом» - ближайшие страны-соседи. Организаторы проекта - Творческий союз художников России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Российской академии художеств и Московского музея современного искусства при поддержке журнала «Смена» – намерены выяснить, есть ли современное искусство на этой территории, и что оно собой представляет.

     Всем  желающим получить ответ на этот вопрос – приглашение посетить сентябрьские выставки на «Винзаводе» и в галерее  Зураба Церители.