Театр сетей
08 октября 2009
Онлайн-игры и виртуальные  представления

Текст Анастасия Чеховская 

Сетевой театр – гибрид социальной сети и  коллективного романа – стал популярным в рунете года три-четыре назад – в русле  бума социальных сетей  и Web2.0-технологий. Новая синтетическая субкультура быстро завоевала популярность у самой юной части интернет-аудитории.

Актеры  «театра сетей», они же режиссеры, худруки и специалисты по кастингу – в массе своей городские  подростки лет двенадцати-пятнадцати: эльфы, эмо и готы, любители Мефодия Буслаева и Тани Гроттер. Как прочие подростки, они периодически страдают от конфликтов с родственниками и друзьями. И, как большинство городских детей из семей с достатком выше среднего, растут без настоящих братьев и сестер. Зачастую без отца, но с мамой, вкалывающей на двух работах.

Вполне  естественно, что у ребенка возникает  эмоциональный голод, потребность  в общении. Ребенок начинает искать в сети не бесплатные mp-3 файлы, а семью. Благо, сегодня в интернете есть все. Если хорошо постараться, можно найти даже отца. Не того, который со скандалом ушел из семьи десять лет назад, а бледного красавца, который живет в фамильном замке на берегу моря и рядится в черные кружева.

- Ищу  маму, папу, брата, дядю, тетю, крестную, крестного и собаку, – сообщает в своем розовом-черном блоге девочка-эмо на блог-портале beon.ru.

Лирический  мальчик-гот пишет в блог комментарий, любезно предлагая себя в качестве личного домашнего вампира…

Первый  родственник – это первый шаг. Сначала подросток собирает свою виртуальную семью или примыкает к семье с вакантными ролями родственников. А дальше все, как в настоящем театре. Каждому члену семьи «выдают» характер, набор мотиваций, прописывают персональную драматургию – тип отношений с другими виртуальными домочадцами. Далее виртуальное семейство создает коллективный сюжет, в котором каждый общается от имени своего альтер-эго. И поехали...

Сетевые технологии порождают прелестные химеры на стыке технологии и искусства. Для неоцифрованного гражданина эти порождения – все равно, что говорящая собачья голова на стрекозиных крыльях. «Чушь и бред, зачем это надо, лучше бы в комнате прибрались», – говорят взрослые, забывая о том, что сами имеют опыт виртуальных романов. От виртуальных измен мужу с юзером чата до создания виртуальных дворцов бракосочетания (http://www.wed.ru) прошло меньше десяти лет. Что удивительного в том, что сегодня подростки охотно собираются в виртуальные семьи?

Вот такое  сообщество, зародившееся на сайте «Российских железных дорог» (www.rzd.ru, форум «Полоса отвода»): «Кто хочет быть отцом семейства (лысеющий мужчинка после 40 лет с пивным брюшком, но ловеласом, который гуляет от жены постоянно)? Кто хочет быть матерью семейства (самкой по натуре, но детей пока не получается и от этого она боится потерять своего мужчинку – кормильца, сама не работает и все время проводит в свободном поиске)? Кто будет кошкой – вечно голодной и наглой мордой? Кто будет говорящим попугайчиком, который постоянно гадит и ненавидит тещу?» В списке «железнодорожников» есть даже некий беспокойный эмбрион, который пока не разобрался, какая из героинь им беременна.

А вот  декларация клуба «7Я»: (http://clubs.ya.ru/4611686018427392030/)

«Виртуальная  семья» – клуб, в котором мы хотим  создать подобие он-лайновой игры. Здесь для каждого будет роль, которую он должен исполнять(мама, папа, дочь, сын, их друзья, домашние животные и др.). Когда будет появляться новый член семьи вы должны сообщить об этом одноклубникам! Один человек – одна роль! В темах можно(и нужно) задавать разные игровые ситуации, которые мы будем стараться решать!»

В клубе  «7Я», где, судя по стилю сообщений, состоят девочки лет одиннадцати, есть даже такой персонаж как «МороЖенноЕ». О характере его взаимоотношения с персонажем «свекровь» или персонажем «собачка» остается только догадываться, поскольку на сегодняшний день роль «МороЖенноГо» все еще вакантна.

В семьях, зародившихся в подростковых блогах, есть эльфы, волшебники, вампиры – родня. И домашние животные – драконы, фениксы, единороги. Так бывает, если поймать детские мечты социальной сетью.

А еще  те же блоги пестрят своеобразными wish-lists (списками желаний): «Мне нужны любовь и подружка», «Мне нужна мама, чтобы жалела и по голове гладила», «А мне брат». Особенно трогательно, когда семиклассник пишет семикласснице: «Я передумал, можно я буду не твоим дедушкой, а твоим бойфрендом?». И кокетливое: «Конечно, можно» в ворохе смайликов, розочек и сердечек. Так в детском саду юные создания, сидя на горшках, ведут суровый разговор: «Петя, будет папой, Маша мамой, а Катя их дочкой. Да нет, пусть дочкой будет Петя». Сетевой театр – те же дочки-матери, только в профиль. Пол и возраст домочадцев – не важны.

Дочь  может быть старше матери, лишь бы типаж  сетевого актера психологически соответствовал его роли. «Мамочка» – это девочка, в чью жилетку плачутся все  подруги, а она их поучает. Отыграв  свою роль, она выслушает исповедь виртуальной дочери, осушит виртуальные слезы поцелуйными смайликами и даст дельный совет.

Сетевое взаимодействие год от года становится все более интенсивным. Вот уже  и настоящий театр экспериментирует с сетями. От трансляций постановок в интернете и создания тематических сообществ до виртуальных театральных мастерских тоже прошло всего ничего – десять с небольшим лет.

В 1997 году Ярославский Государственный театральный  институт принял участие в международном  сетевом представлении – на сцене  итальянского театра Cavour. Главными действующими лицами были роботы, которыми управляли «манипуляторы» из разных стран – России, Франции, Италии. В эпоху многопользовательских сетевых игр это выглядит, как эстетство, но идея сетевого театра витает не только в воздухе, но и в более плотной среде – экспериментальных образовательных проектах.

Пусть эта идея пока не является интересом  основного потока интернет-пользователей. Но дети быстро растут, сохраняя сентиментальные  воспоминания о подростковых увлечениях, а театру свойственно развиваться, создавая новый авангард. Во что это выльется – пока неизвестно. Но возможно, лет через десять в офисах будут бок о бок трудится не френды-блоггеры, а родственники-актеры.