Верните деньги!
15 октября 2009
Имеет ли право зритель  быть потребителем? 

Текст Анна Астахова 

В начале театрального сезона наш обозреватель анализирует поведение нынешнего зрителя, актера и продюсера и делает прогнозы на будущее 

…Что  только не происходило с театром  в России за последние десятилетия: вместо классики и пьес на производственные темы стали ставить документальные драмы с матом и обнаженкой, из оркестровой ямы зазвучала рок-музыка, постановки русских театров стали выезжать на модные зарубежные фестивали. Устраивались громкие премьерные показы, с приглашением такого количества ВИПов, что даже министр культуры терялся в толпе.

А обычный  зритель терялся тем более. Но все это время он был: изымал деньги из скудного семейного бюджета, покупал  билет в кассе, внимал актерам, аплодировал, вручал цветы – а его не замечали… С афиш почему-то пропали все надписи типа «Предупреждаем людей с астмой, что используется дым», «Предупреждаем, что в спектакле используется ненормативная лексика» и пр. О спектаклях он узнавал от искушенных критиков, зачастую не понимая их высокопрофессиональных оценок.

В результате, производитель культурных благ в  лице театра обладал всей полнотой информации о предлагаемом товаре, в то время как потребитель  тратил время и деньги едва ли не наугад.

Воспитанный на русских классиках, утверждавших, что «Театр – ничуть не безделица  и вовсе не пустая вещь, если примешь  в соображенье то, что в нем  может поместиться вдруг толпа  из пяти, шести тысяч человек и  что вся эта толпа, ни в чем  не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра...»* – зритель, наконец, восстал – а русский человек часто в гневе непредсказуем...

И случилось  это аккурат на спектакле, заявленном как подарок Гоголю к юбилею. 1-го апреля, в ДК Ленсовета в Петербурге, когда «Записки сумасшедшего. Гипотеза» представляли трио замечательных известных людей – Олег Каравайчук, Рената Литвинова и Александр Баширов.

Первоначально концерт композитора Олега Каравайчука (которому в этом году исполнился 81 год, сам он редко где выступает, каждый его выход к зрителю – подарок почитателям его таланта), посвященный Гоголю, задумывался как фортепианный, в академическом зале.

Но, неожиданно, в том числе для самого Олега Николаевича, концерт перерос в большое юбилейное мероприятие, да еще в ДК Ленсовета. Но не только в этом «заслуга» продюсеров. Александр Баширов, известный по актерским ролям в фильмах «Асса», «Игла», создатель студии «Дебоширфильм» и ставший режиссером «Гипотезы», пригласил почитать со сцены «Записки сумасшедшего» свою сокурсницу по ВГИКу Ренату Литвинову. Рената, в свою очередь, взяла с собой певицу Земфиру.

Афиша скупо перечислила «выступающих» и ярко отметила юбилей Гоголя. Зрители рванули за билетами – кто на Каравайчука, кто на Литвинову, кто на Гоголя.  
В фойе шла распродажа юбилейных маек и наволочек с изображением Николая Васильевича, под девизами: «Купил – Гоголем пойдешь!», «Надел – ходишь Гоголем!».

Действие  началось с опозданием на 50 минут.

Когда зрителю крутили черно-белый фильм  Каравайчука (мэтр заранее предупредил всех устроителей, что играть не будет, и сделал видеозапись), публика вдруг завозмущалась и потребовала мэтра вживую. Олега Николаевича привезли в ДК и заставили выйти на сцену. Но играть он не стал. Произнес проникновенный спич о себе, времени, судьбе. Закончил грустно: «Я скоро, а, может, уже завтра умру. Но и Вы, умирая, будете свистеть моей музыкой!»

Воцарилась глубокая пауза, после чего объявили антракт.

Второе  действие открыли Рената и Александр. Казалось, они были застигнуты врасплох тем, что на сцене им нужно играть, но стали пытаться. Однако, неожиданно для себя, оказались не поняты и  не приняты (нельзя забывать, что у зрителя свой градус симпатий и антипатий, и не стоит считать всех «быдлом», которое «схавает»…). 

Вылилось  все это в грандиозный скандал, когда зрители стали кричать  артистам: «Уйдите отсюда, прекратите безобразие! Верните наши деньги!»  На что, по свидетельствам очевидцев, Рената Литвинова кричала в ответ: «А вы, женщина в полосатом свитере, вообще бесплатно сюда пришли».

Билеты  продавались от 500 до 4-х с половиной  тысяч рублей, поэтому публика  потребовала «на сцену» устроителей  и продюсеров. Сразу вспомнилась  классика жанра – Марк Твен, «Приключения Томаса Сойера и Геккельбери Финна», когда герои пытались ставить Шекспира, а денег не было. Поставили «Жирафа», где выбегал мужик с голым задом. В Америке это закончилось весьма закономерно – «артистов» вымазали дегтем и вываляли в перьях. В России публика пока интеллигентнее…

Однако  товарно-денежные отношения, заложенные продюсерами в театральные подмостки ДК, нашли свою нишу в сердце зрителя. Те, кто пришел на спектакль с Литвиновым, Башировым и Каравайчуком, после спектакля написали заявление в прокуратуру, наняли адвоката и подали в суд. Их заявление подписали и работники ДК.

Некоторые театральные критики – например, Ксения Ларина – сомневаются в  юридическом и этическом обосновании  такого шага. Драматург Александр  Житинкин считает, что это был  не спектакль, а чес: «это актеры, которые  собрали какую-то солянку, в первом отделении – музыкальное, во втором – драматическое. Зритель прав, если он имеет одну информацию, приходит на одно, а видит другое. Если это халтура, то тогда надо возвращать деньги».

Заслуженный деятель искусств РФ, постановщик  Евгений Марчелли, поставивший на сцене Калининградского театра спектакль «Дачники» и получивший от возмущенной голыми артистами публики аналогичную вышеописанной реакцию, тоже считает, что «зритель имеет право получить деньги за билет обратно. Даже посмотрев спектакль. Не понравился – пожалуйста, иди в кассу. Ты имеешь право вернуть свои деньги».

Александр Бахарев, директор Тверского ТЮЗа, убежден, что сцена, которая есть в спектакле  «Панночка», что идет в этом театре, не тянет даже на легкую эротику. Спектакль  идет уже десять лет. Но, не так давно, на него попали зрители, которые считают иначе. Результат – предостережение, которое объявила местная прокуратура руководству ТЮЗа в связи с несоблюдением требований ст. 14 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Фонд  «Прагматика культуры» – Театрон  несколько лет проводил исследование, в котором зрителю предлагалось оценить постановку и игру артистов с помощью анкет и «голосования рублем». Была предпринята попытка разобраться, почему все-таки театры превращаются из «храма искусства» в «посудную лавку». Основных тезисов, описывающих причины этой болезни, всего четыре. Первый – технологи вытеснили талантливых авторов, ибо лишь технологии обеспечивают бизнес. Второй – снизилось качество работы творцов, ибо конвейер от искусства не гарантирует качество. Авангардный стиль подачи не гарантирует того, что авторы помнят классику так, как помнит ее зритель.

Третий  – театральный рынок заполнили  некачественные, но качественно пропиаренные производители. Четвертый – зрители, заведомо опасаясь не получить удовольствие от просмотра, переключает свое внимание на другие зрелища.

Кстати, идея «Театрона» была неплохая. Продолжение  опыта произошло только сейчас, в 2009-м, уже благодаря усилиям продюсеров. Они наконец-то достигли внимания зрителя к своим творениям! И не только зрителя, а также прокуратуры и других контролирующих органов и государственных учреждений.

…К 150-летию  со дня рождения А.П. Чехова Театр  «Школа драматического искусства» и 
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова при поддержке Правительства России и Правительства Москвы представят новый спектакль Дмитрия Крымова. ТАРАРАБУМБИЯ — это театральное Шествие в честь Антона Павловича Чехова, масштабная попытка объединить в пространстве одного спектакля то невероятное количество ассоциаций, которые связаны с именем великого классика.  
Нечто среднее между парадом советских лет и балом у Сатаны из булгаковского романа. По движущемуся помосту, фантастическим шествием пройдут более 80-ти артистов, танцоров, певцов, музыкантов, циркачей. 
 

Ждем-с… 

*Н. В.  Гоголь, «Выбранные места из переписки  с друзьями»