“Архитектура должна быть аттракционом”, - считает культовый немецкий архитектор Сергей Чобан
04 декабря 2009

По его проектам в историческом центре Берлина построены здания, ставшие знаковыми здания: комплекс «Дом Акваре» напротив Берлинского собора, кинотеатр «Кубикс» и “Альфред Дёблин-Хаус” на Александрплатц, галерея Арндт в Хакеш Хёфе. Эти здания вошли во многие архитектурные путеводители, без них невозможно представить образ современного Берлина. 

Когда-то Сергей Чобан не мог представить себе жизни вне России. Окончив Санкт-Петербургскую Академию художеств, он занимался так называемыми “бумажными” проектами, не имевшими реального воплощения. В 1990 году состоялась выставка этих проектов в Германии, после которой он получил приглашение поработать. К тому времени Сергей понял, что “для архитектора-профессионала наличия интересных идей мало, важно знать, как эти идеи реализовать” и решил, что ему нужно учиться на практике там, где есть реально строящиеся объекты и хорошее качество рабочего проектирования – в России тогда ни того, ни другого не было.

Ему было 30 лет. Он приехал в Германию и остался. Сергей сумел не только встроиться в новые реалии, но и занять лидирующие позиции в профессии, выдержав конкуренцию с западными коллегами. Он говорит, что это был благоприятный для работы период - сразу после объединения двух Германий, когда ощущалась нехватка хороших архитекторов и новых идей.

Среди наших соотечественников, решивших сделать карьеру за рубежом, представители различных творческих профессий неодинаково успешны. Можно назвать многих музыкантов, художников, артистов балета, а вот архитектор, сделавший себе имя за рубежом - пока единственный. Сергей Чобан.

Отчасти это объясняется необходимостью свободного владения иностранным языком. Конечный продукт в архитектуре, как и в изобразительных искусствах, перевода не требует. Но для того чтобы его построить архитектор должен обладать даром убеждения и провести не одну серию переговоров с заказчиками и подрядчиками.

Первые годы, поскольку Чобан не знал языка, он занимался архитектурной графикой. А с 1995 года Сергей Чобан стал партнером и главой берлинского офиса архитектурного бюро “nps tchoban voss” с филиалами в Берлине, Гамбурге и Дрездене (в бюро работает около 100 сотрудников).

Внешне его берлинские постройки достаточно сдержанные, минималистские, вся архитектурная интрига упрятана внутрь здания. Так в “Доме Акваре” за фасадами отеля скрывается четырехэтажный морской аквариум, внутри которого движется лифт с прозрачными стенками. На первый взгляд, это чистый аттракцион и архитектора упрекали в потакании вкусам публики, желающей видеть “необычное”. Впрочем, Чобан и не скрывает, что верит в аттракционы, которые могут стать архитектурой и считает, что современная архитектура и должна быть аттракционом.

С другой стороны архитектура для него - это, прежде всего, организация пространства, поэтому необычная форма не самоцель, а способ постижения, исследование новых пространственных моделей.

Сейчас по проекту Сергея Чобана строится башня корпорации LSW в Вольсфбурге. Башня представляет собой геометрическую «скульптуру», с вынесенными в разные стороны консольными объемами. Такое решение во многом продиктовано соседством - участок напротив занимает весьма выразительная и несводимая к простой геометрии скульптурная постройка – научный центр “Фено”. Это работа первой леди архитектуры и основательницы собственного архитектурного языка Захи Хадид. Здания-скульптуры - одно из самых популярных на сегодняшний день архитектурных решений, но в Германии исторические города со сложившимся архитектурным ансамблем оберегают от подобных смелых высказываний. В Вольфсбурге же, который сложился как центр автомобилестроения менее 100 лет назад, архитектурные эксперименты вполне уместны. 

 

На сегодняшний день Сергей Чобан живет на два дома, деля свое время между Германией и Россией, где число проектов распределяется примерно поровну. Его рабочий график подразумевает два трехчасовых ночных перелета в неделю. В свое время он отказался от предложений работать в Китае, Вьетнаме, Арабских Эмиратах, чтобы не усугублять его более длительными полетами.

Только, состоявшись, как маститый архитектор, в Германии, Чобан обрел популярность на бывшей Родине. Победное его возвращение в Россию началось с проекта высотного комплекса «Федерация» в Москва-Сити, который должен стать самым высоким зданием Европы. Комплекс состоит из двух разновысотных башен (92 и 63 этажа) на общем основании-подиуме, ориентированных вокруг центрального шпиля с панорамными лифтами. Меньшая западная башня уже готова, восточная обогнала ее по высоте и на темпах строительства кризис, похоже, не сказывается.

В родном Санкт-Петербурге Чобан построил офисные центры «Лангензипен» и «Дом Бенуа», жилой комплекс “Дом у моря” – все они отмечены профессиональными наградами, а “Дом Бенуа” в этом году по результатам народного интернет-голосования был признан лучшей современной постройкой в городе.

Питерские работы Чобана, так же как и берлинские непритязательны по форме, но в отличие от них  дизайн фасада никак нельзя назвать аскетичным.  Для украшения фасадных поверхностей Чобан применил пионерскую технологию орнаментальной печати на стекле.  В доме на Каменноостровском проспекте («Лангензипен») «печатались» рисунки с классицистическими, ренессансными мотивами, в бизнес-центре «Бенуа» - стилизация театральных эскизов Александра Бенуа.

Если в Германии общество привыкло к максимальной упрощенности архитектуры и орнамент уже кажется зачастую проявлением дурного вкуса, то в России в условиях сурового климата люди ценят богатство и красоту окружающих форм и богатая орнаментация часть русской архитектурной традиции.

Тема орнамента проявлена и в московских работах Чобана – особенно ярко в жилом комплексе “Византийский”, строительство которого завершается в Гранатном переулке, только в Москве орнамент более пышный и обильный и более основательный “одетый” в камень. Еще один строящийся в Москве объект Чобана - бизнес-центр на Можайском валу - будет целиком облицован известняком, покрытым мелкой геометризованной резьбой.

В отличие от архитекторов-глобалистов, Чобан считает, что не только каждой стране, но и каждому городу нужно предлагать особую архитектуру. “Архитектор, который приезжает в город, обладающий культурной традицией, должен быть открыт ей”, - утверждает он.

За годы жизни в Германии Чобан, по его словам, достаточно проникся духом западной культуры, но привносить ее в Россию не намерен. “Общепринятая интенция русских архитекторов – найти прогрессивное на Западе и воссоздать это здесь – мне кажется обидной, неплодотворной, неверной», – говорит он.


Текст Марина Шония