«Проект_Fabrika» и другие
22 декабря 2009

Где «куется» будущая классика


Еще летом в здании по улице Правды, 24, где находится наш офис, жила-была большая типография. Но в начале осени она закрылась, т.к. оборудование морально устарело. А помещения – огромные залы с высоченными потолками – остались.

Редакция «Смены» задалась вопросом об эффективном использовании этой площади. «Отдали бы под центр современного искусства», - произнес кто-то. «Куда их столько? Ведь есть уже «Гараж», «Винзавод», - ответил ему коллега.

И, действительно – куда? Такое ощущение, что большая часть заброшенных промышленных площадей в Москве превратилась в пространство искусства: там, где раньше делали конфеты, газеты и галоши, располагаются галереи, дизайн-бюро и студии.  «Смена» предлагает серию экскурсий по этим местам. 

Начало фабричной жизни

 

Найти «Фабрику»  человеку несведущему нелегко. Переулки и повороты сбивают с толку. Заблудиться  ничего не стоит, поэтому  многие приезжают на такси.

Проходная ничем не примечательна: закрытые ворота, темная дверь. Ни тебе юной тусовки у входа, ни представительного вида охраны. Фабрика и есть. Заброшенная и забытая. Хотя на деле все оказывается иначе. Возможно, это то самое место, где может родиться классика. 

Меня впустила бабушка-вахтерша, отреагировавшая на мое беспомощное царапанье в железные ворота. Во дворе в глаза сразу бросилось изобилие граффити: все-таки, на то он и Центр Творческих Индустрий, чтобы уже на улице это творчество демонстрировать.

Фабрика - это  место для действительно альтернативного искусства. Ни одна площадка Москвы не сможет настолько правильно преподнести посетителю свои проекты. Например, прошлогодняя выставка студии "Пилот" проходила именно в фабричном зале "Оливье". Высокие потолки, будто сужающееся пространство, немного тусклый свет и слабое эхо шагов приближающихся посетителей - было ощущение, что ты попал в мастерскую волшебника. (Кстати, мультфильмы Татарского - это все же уже почти классика).

Или спектакли, которых не увидишь больше нигде: без декораций, без костюмов, с бьющим в лицо светом софитов и срывающимися на крик монологами актеров. Или концерты неизвестных простому обывателю групп, которые играют другую музыку.

А рядом, практически за стенкой – продолжается фабричная жизнь и производство.

Пять лет назад Асе Филипповой предложили стать директором фабрики технических бумаг «Октябрь». Проработав в этом качестве около года, она поняла, что предприятие должно избавиться от балласта и сосредоточиться на выпуске перспективной продукции: «Я проконсультировалась со знакомыми галеристами и художниками, и пришла к выводу, что мы можем предоставить один из таких цехов под культурные проекты. В нем, в январе 2005 года в рамках Первой Московской биеннале современного искусства прошла выставка «NO COMMENT».

С тех пор проект стал расширяться - как в пространстве, так и в сферах охвата. В историческом фабричном клубе стал работать «Актовый Зал», где представлены театр, современный танец, анимация и документальное кино, появились студии фотографов, кинокомпаний и издательств». Также «Проект_Fabrika» включает в себя еще два выставочных зала – «Оливье» и зал «Грунтовальной машины». Машину, разумеется, убрали, а зал отдали молодым художникам и гостям, приезжающим по программе обмена «Artist in residence». Также на территории действует кафе «Актовый бар», где можно расслабиться после посещения выставок и мероприятий.

 

Искусство на фабриках и заводах

 

На Западе уже давно существуют центры современного искусства, расположенные на территории бывших фабрик и заводов. Как всегда, к нам эта тенденция пришла с большим опозданием. «В России, в отличие от Запада, современное искусство в нынешнем понимании этого слова вышло из тени и андерграунда только в середине 80-х годов, а частная собственность появилась в середине 90-х, - объясняет Ася Филиппова. -  Тогда стали появляться сквоты и объединения мастерских художников, которые до сих пор остаются мощными источниками современного искусства. Оттуда вышли практически все нынешние хедлайнеры. 

Все существующие на сегодняшний день независимые культурные центры в Москве – результат инициативы частного капитала. Поэтому, пока собственники определялись с тем, как использовать свои активы, пока пришло понимание и знание того, как это действует в Европе, срок появления «фабрик искусств» пришелся на начало века».

Несмотря на обилие центров современного искусства, «Фабрика» конкуренции не боится: «ЦТИ «Проект_Fabrika» является, в первую очередь, кластером, который ориентирован на создание рабочих пространств для творческих организаций, - уточняет Филлипова. - У нас осталось оригинальное производство, соседствующее с выставочными пространствами, и это соседство и взаимодействие для нас естественно и ценно. Мы не стремимся охватить гигантскую аудиторию, как, например, «Винзавод» или «Гараж», и определенно не считаем их конкурентами, а сотрудничаем с ними, испытываем глубокое уважение и радость от того, что они существуют. Просто – мы другие».

 

P.S. До конца года «Проект_Fabrika» собирается провести как минимум три интересные выставки, а также планирует торжества по случаю юбилея: в начале 2010 года ЦТИ собирается отметить свое 5-летие.

www.proektfabrika.ru

Переведеновский переулок, д.18

Т. (499) 265 39 26

 

Подписи

1. «Проект Fabrika» - это уникальное выставочное пространство, где проводятся различные культурных мероприятий: от выставок до кино-показов

2. Недавно на «Фабрике» был представлен специальный проект Третьей Московской биеннале современного искусства – «Рабочее движение»

3. При входе на территорию посетителей встречает street-art в исполнении неизвестных художников


Текст Анна Шеркунова