«Игла ремикс»
26 января 2010

В 2010 году исполнится 20 лет со дня гибели самой известной советской рок-иконы, лидера группы «Кино», Виктора Цоя и юбилей кинокартины в которой он исполнил роль Моро - борца с наркотиками и наркоманами.

Началась работа над фильмом "Игла ремикс", новой версией культового фильма. Арт-директор ленты Дима Мишенин встретился с режиссером Рашидом Нугмановым, чтобы приоткрыть завесу тайны над тем, что зрители увидят на экранах страны в будущем году. 

«…До знакомства с Рашидом Нугмановым я понимал, что может быть "Игла. Полная режиссерская версия" или "Игла-2",  но вот "Игла ремикс "…Только поработав некоторое время с этим человеком, я понял, насколько ему неинтересно ностальгировать. Для него прошлый материал, вызывающий благоговейный трепет у армии фанатов - не более, чем сырье для создания своего нового фильма. Нугманову интересно делать новый монтаж, создать новую интригу, а не банально повторить свой прежний успех. Его желание рискованного эксперимента и стало решающим в том, что  меня заразила идея «Иглы ремикса» и ремикса, как нового жанра кинематографа»*.

- Рашид, на данный момент ты пионер кино-ремикса. Сформулируй законы, по которым он делается?

- Двадцать лет я покупал пиратские и полупиратские выпуски «Иглы» с ужасным качеством изображения и звука. И все эти годы терпеливо ждал, когда же, наконец, «Игла» выйдет в достойном виде. Наконец, ждать надоело, и я взялся за дело сам. В ходе реставрации возникла идея выпустить фильм не только на DVD и Blu-ray, но и в кинотеатрах: ведь выросло новое поколение поклонников Виктора Цоя, которое никогда не видело «Иглу» на широком экране.

А следом пришло неизбежное понимание: не имеет смысла выпускать в прокат фильм-реликт. Нужна новая, живая «Игла XXI века», для нового поколения. Однако, я никогда не смог бы заменить Виктора Цоя дублером, поэтому форма римейка – то есть пересъемок фильма с новыми актерами, предложенная мне американцами еще при жизни Виктора в 1989 году – была для меня неприемлема. Традиционная «расширенная версия» со сценами, не вошедшими в оригинальный фильм, также была невозможна по той простой причине, что все уничтожено «Казахфильмом».

И тут меня осенило: ремикс! Эта форма существует в музыке уже более 50 лет. Почему бы не ввести ее в кинематографе?

- Заявка, что в главной роли в твоем НОВОМ фильме – Виктор Цой, это серьезно! Люди не понимают и не верят.

- Не верят, потому что путают ремикс с римейком. Но любой дублер для меня неприемлем – это было бы предательством по отношению к главному принципу, по которому мы с Виктором работали над «Иглой»: будь самим собой.

Поэтому роль Моро в «Ремиксе» будет по-прежнему исполнять Цой. А недостающие сцены с ним появятся из двух источников: мои съемки до «Иглы» в фильме «Йя-Хха» (в том числе легендарная кочегарка, позже прозванная «Камчаткой»), а также дорисовки в стиле жесткого комикса. Графический Моро, в отличие от сыгранного дублером, остается Виктором, поскольку это его прямое виртуальное воплощение в художественных образах.

«Спартак со своими бизнес-аферами и неформалами предсказал эпоху стихийных олигархов и политических демагогов. Я рад, что в новом фильме мы сможем больше показать криминальную историю превращения мелкого мошенника в молодого политика»*.

- Почему в новом фильме  сюжет будет начинаться со Спартака? Он становится практически равноценным Моро персонажем.

- Я всегда ощущал, что в оригинальном сценарии Александра Баранова и Бахыта Килибаева этот герой под именем «Филя» вторичен и необязателен для истории. Оттуда и желание вплести его в историю Моро глубже, значительнее. В оригинальной «Игле» мне это удалось лишь отчасти. Осталось много скрытого, невысказанного. И теперь перед нами открывается замечательная возможность дорассказать многое об этом персонаже. Ведь недаром же в свое время я заменил тусклое имя «Филя» на гордое «Спартак»! Спартак – это квинтэссенция политического смысла времени. Таким он для меня был тогда, и таким он будет в новой версии.

- Если исполнители главных мужских ролей были определены мной мгновенно и без вариантов (Моро – Цой, Спартак – Баширов, Доктор – Мамонов), то с женской ролью нам пришлось помучиться. Вначале на женскую роль я, не колеблясь, выбрал Руту Сергееву – реальную наркоманку, которая снималась в моей «Йя-Ххе» в 1986 году. Однако случилась незадача: позвонив в Питер, я узнал, что Рута беременна. Начался лихорадочный поиск вариантов. Мы отвергли буквально десятки кандидатур, пока Виктор с Наташей Разлоговой не показали мне фотографию Марины Смирновой - она там стреляла из спортивного пистолета в тире. Я сразу поехал в Питер. К Марине пришел вместе с Сашей Башлачевым. Мы посидели у нее в коммуналке, поболтали, а когда она вышла на кухню за чаем, Саша мне тихо сказал: «Вот ты и нашел свою Дину». Теперь мы с Мариной друзья на всю оставшуюся жизнь.
«Как и Виктор Цой, за эти 20 лет Петр Мамонов превратился из рок-звезды в нечто большее. В «Ремиксе» с ним будут сняты, по моему мнению, самые веселые и страшные сцены. А главное - его появление полностью изменит финал нашего кино»*.

- А какая реакция на твое предложение о ремиксе была у Петра Мамонова?

- Мы с Петром периодически общались все эти годы и обсуждали разные кинопроекты. Однажды он мне даже сказал: «Отныне я буду сниматься только у двоих режиссеров: у Лунгина или у тебя». Естественно, когда возникла идея «Иглы Ремикс», Мамонов заинтересовался. А его первой реакция была фраза: «Доктор – он ведь неоднозначный». Действительно, мы намерены показать его глубже и разнообразней, чем в оригинале. И страшнее, и смешнее. Ведь когда Дина говорит: «Знаешь, а Артур хороший…» - она искренна в своей привязанности к доктору. Что не делает его роль в судьбе главных героев менее фатальной.

«Если благодаря «Ремиксу» впервые за 20 лет группа «Кино» соберется вместе и даст хотя бы один концерт и запишет новый альбом - уже ради этого одного события общероссийской важности нам стоило бы затеять то, что мы делаем»*.

- Как ты считаешь почему все это происходит сейчас, а не 10 лет назад? Почему не 2000, а 2010? Почему не в 90-ых и нулевых начался твой проект и возрождение группы? Не связываешь ли ты это с тем, что если еще десять лет назад герои у поколения появлялись на уровне Шнура или Бодрова, то сейчас ситуация на полном нуле и сегодняшнее поколение не имеет ни одного лидера. А поэтому, если ничего нет - пришла пора вернуться настоящим культовым персонажам, чтобы дать новый заряд?

- Необходимо определенное состояние «обнуления», которое способно произойти только по смене как минимум одного поколения. Двадцать лет - традиционно подходящий отрезок. Если к этому сроку память жива и герой востребован, нужно смело действовать. Причем не по-старчески ностальгировать, а предложить новому поколению то, что заставит его сердце биться быстрее.

«Я с удивлением узнал от Рашида об этой героине, на которую никогда не обращал внимания, и о том, что младшая сестра Моро, с которой он разговаривает по телефону, снята в первоначальном варианте "Иглы", но была вырезана. Разумеется, съемки с ней, как и все удаленные сцены, не сохранились. Мы долго искали, кто же может сыграть ее роль. И вдруг поняли, что эту роль может сыграть дочь режиссера - Вивиан Нугманова. Благодаря ее появлению многое рассказанное и показанное в старой "Игле" станет более понятным и линейным по драматургии»*.

- В старой «Игле» Мирку играла очень похожая на Виктора девочка – и впрямь как сестра. Мы сняли сцену, где Моро приходит в квартиру родителей, когда там никого нет, и тайком забирает кое-какие из своих вещей. Неожиданно Мирка возвращается из школы и застает дома брата со свертком в руках. Происходит нежная сцена встречи двух заговорщиков, которые страшно любят друг друга, и сестра обещает держать в тайне приезд Моро в город.

 «Мне всегда хотелось увидеть графику Doping-Pong на большом экране. Но я думал что максимум, что возможно сделать нам для кино - это креативные титры а-ля Джеймс Бонд. Ведь Doping-Рong являются королями 2D графики и в засилье анимации 3D на большее внутри кино рассчитывать не приходилось.  Предложение отрисовать в свободной манере целые сцены и ведущих героев культового фильма - это новый этап в нашем творчестве, который в случае удачи может превратиться в отдельное направление арт-деятельности»*.

- Мое внутреннее чутье подсказывает, что статичная графика в данном контексте окажется гораздо живее любой анимации, поскольку способна стимулировать воображение, оставаясь при этом загадкой. Анимация неизбежно повлечет за собой драматургическую провокацию в юмористическом ключе. «Игла» тоже не лишена юмора, а мы с Виктором вообще воспринимали ее как комедию, однако это очень специфический юмор - тайный, сакральный, скрытый. Инородные тела способны нарушить хрупкий баланс.

- Messer Chups, давние друзья Doping-Рong, будут озвучивать графику и линию Спартака, или они еще как-то будут реализованы в «Игле ремикс»?

- Я намерен вплести гипнотический серф не только в звукоряд, но и в видеоряд фильма, и тем самым сделать участие группы максимально органичным, неслучайным. Если я услышал эту музыку в фильме, значит, я могу ее и увидеть.

«Несмотря на его коммерческий успех создателя группы "Ленинград" и автора саундтреков к лентам Ринаты Литвиновой и Германа Младшего, мне кажется, Игорь Вдовин так и не сочинил свою главную тему и главную песню. Возможно, это произойдет в «Ремиксе»»

- Я слышу в новой «Игле» гораздо больше музыки, чем в оригинальном фильме. Вся лента представляется мне единым музыкальным действием, где есть музыка первого плана (традиционно драматургическая), музыка второго плана (внутрикадровая натуралистическая) и музыка третьего плана (закадровая, «неслышная»). И если первые два слоя призваны обеспечить музыканты «Кино» и Messer Chups, то Игоря я попросил подумать над третьим планом. Несмотря на кажущуюся незначительность, это чрезвычайно важный слой музыки. Ее функция - придать неповторимую гипнотическую атмосферу фильму, заставлять зрителя пересматривать его еще и еще раз, а потом купить отдельно этот фоновой саундтрек и слушать его дома, жить под него. Если такое получится, наша музыкальная задача будет завершена на 100 процентов.

«Однажды он сказал "Главное - не испортить кино." А Рашид ему ответил: "Как мы все можем что то испортить? Чтобы мы не сделали, это будет круто». Режиссер оказался прав. Каждый из участников нового проекта уникален по-своему и, собравшись такой компанией, невозможно сделать плохо. Что бы ни сделали крутые парни, будет классно. Это крайне редкий дар. И Виктор – тот, кто обладал им в полной мере - помог собраться двум поколениям вместе. Для того, чтобы сделать кино, которое зритель не забудет сразу после выхода из кинотеатра и будет смотреть его следующие 20 лет»*. 

Отдельным блоком:

«В «Ремиксе» мы увидим новые сцены с разного рода сомнительными личностями вроде Архимеда и Китайца или Эпштейна и легендарного персонажа на дрезине, меняющего «Кэмел» на «Беломор». Кто-то в них появится натурально. Кто-то - как рисованный герой. Только два героя покинули нашу планету и не смогут лично присутствовать на досъемках - это убийца Моро и сам Моро, но остальные находятся в добром здравии и готовы к работе. Новые сцены будут отсняты в Москве, Санкт-Петербурге и Алма-Ате - трех городах, которые составляют орбиту путешествия главного героя. В них мы увидим природу долга Спартака, его истинное финансовое положение и возможности его банды»*.

*Из книги Д. Мишенина, посвященной истории создания фильма «Игла», которая выходит в 2010 г.