Святослав Вакарчук: о родном языке, открытии новых земель и конском здоровье |
01 декабря 2010 | |
...Это было год назад - перед тем, как они садились записывать "Дольче Вита" - тот самый, который "ОЭ" сегодня отыграли в "Крокусе". Мы сидели и говорили о наших диссертациях, открытии новых земель и любимой музыке. К этому моему герою - а вы ж в курсе, что их у меня было сто сорок тыщ мильонов, этих интервью, просто я их выкладывать забываю:))) - особое отношение. Лет шесть назад, когда в моей жизни второй раз случилось самое страшное, именно Вакарчуковское "Я не сдамся без бою" заставило меня вскинуть подбородок повыше, собраться и победить всех и вся, кроме смерти... Но даже ту отодвинуть от любимого человека на полтора года... Для меня "Океан Эльзи" и сам Вакарчук - это не о попсе и не о политике, это об энергетике, подключающейся к сердцу. И - судя по количеству поклонников группы - не только к моему:) Поэтому, пока вспомнила про интервью - выкладываю. «Для меня музыка делится банально – на
ту,
которая находит отклик в людских сердцах, и ту, которая не находит.
Очевидно,
что главным является не язык, а мелодии и энергия музыкантов» – пожимает
плечами Вакарчук на вопрос о том, почему в России так ценят группу,
которая
поет на чужом языке. Он говорит, что не видит ничего странного в том,
что
украинские группы становятся популярными по соседству – такое было и
раньше, в
советские годы. Но сегодня в
России
хорошо известны в основном именно украинские группы. А вот эстонские или
казахстанские коллективы, к примеру, у нас знают куда хуже. «Мне сложно
как то
комментировать эту ситуацию. Вряд ли на популярность влияет сходство
языка –
размышляет Святослав – Тут другие параметры. Язык нужно чувствовать
фонетически, он должен быть родным, потому что иначе получится
искусственная
песня. А это поймет даже тот, кто совершенно не улавливает ее смысла.
Если меня
сейчас попросят спеть по английски или по русски, я спою но думаю хуже
чем на
украинском». Группа не собирается менять текст своих
композиций на русский или английский для усиления мирового промо и
сейчас («ОЭ»
недавно исполнилось 15 лет). «Зачем? Чтобы получить армию малолетних
поклонниц? Для этого мы уже слишком взрослый коллектив». Именно в этом
состоянии, когда ты уже многого достиг, наступает время «реализовывать
свои
тайные желания и демонстрировать их людям». Такой демонстрацией стала последняя
пластинка
Вакарчука – сольный проект «В
ночи». «В создании альбома принимали участие музыканты «Океана» но
мы реши
ли все же назвать диск моим именем потому что это очень-очень мои
личные песни
и срез именно моих эмоций. Следующий альбом будет диском ОЭ» – самым что
ни на
есть традиционным для группы – объясняет Святослав. Традиционным – не значит похожим на
предыдущие.
«Да, оказалось что музыкой можно заниматься не только будучи 20-летним.
Но я не
верю что можно удержаться на одном мальчишеском задоре. Чем старше ты
становишься, тем тяжелее тебе надо работать, чтобы что то доказывать. Единственный способ сохранять свежесть
восприятия, быть для людей интересным – это постоянное совершенствование
себя.
Я умудряюсь жить так, чтобы глаза у меня горели как у подростка.
Вдохновение и
желание творить подкрепляется смесью сопутствующих факторов –
воспитание, черты
характера, опыт общения с людьми, прочитанных книг. Но драйв, энергия,
внутренний огонь исходят из желания все время испытывать что то новое.
Проживать одни и те же моменты жизни по кругу не сколько раз мне
неинтересно. Я
не люблю дежавю. Я люблю открывать новые земли». Новые земли? В музыке есть определенное
количество нот тональностей сочетаний звуков. Он что рассчитывает
создать что
то радикально новое? «Математически о музыке говорить сложно – прерывает
мои
провокации Вакарчук – Да, для того чтобы создать сотни миллионов песен
достаточно сочетаний 12 нот. Но мы не будем так рассуждать – машинная
комбинация не создаст эмоций». А он умеет создавать эмоции. Именно
поэтому
многотысячные площадки взрываются криками и аплодисментами имен, но
поэтому
сотни людей подпевают ему в едином порыве. Но в отличие от многих других
музыкантов постоянная энергетическая подпитка из зала Святославу по его
словам
не нужна. «Я мог бы вообще никуда не ездить с
концертами.
После длительного тура в поддержку нового альбома – он начнется в марте
закончится в конце осени мы проедем от Владивостока до Сан-Франциско
дадим
20–25 концертов в России и столько же по миру – я хотел бы на время
прекратить
выступления Я привык выкладываться на концертах, но нужно иметь конское
здоровье чтобы это все выдерживать. Вообще я сейчас в таком возрасте, что
очень люблю
засыпать, но не очень люблю просыпаться. Сон скорее восстанавливает, но
не
расслабляет – иногда что то такое приснится что еще больше напряжешься. А
расслабляться нужно, и это удается редко Лучший способ – физические
упражнения,
йога, секс. Я веду достаточно стандартный образ
жизни – в
кино, на выставки и в театр я хожу в обычные дни, а не когда на пафосные
премьеры приглашают. Много читаю. Недавно прочел «Идиота» на очереди –
«Братья
Карамазовы». Раньше я читал «Преступление и наказание», «Бедные люди»,
теперь
пришло время познакомиться с другими произведениями Достоевского.
Недавно
перечитывал двух моих любимых классиков – Хэмингуэя и Фицжеральда. В
планах –
перечитать Павича, познакомиться с современной литературой». Я вспоминаю одно из современных якобы
открытий –
роман «Одиночество простых чисел». Его автор Пауло Джордано – молодой
итальянский физик, хочет оставить науку ради второго романа. Мне
кажется, что
лучше бы он этого не делал, писатель из него не ахти. Вакарчук же,
когда-то
оставил физику ради музыки, потому что решил, что как музыкант он лучше
физика.
А ведь был ученым, собирался писать диссертацию. Святослав поясняет мне, что диссертацию
по
суперсимметрии электронного магнитного поля которую он не мог закончить в
течение десяти лет, музыкант все же защитил полгода назад. «Вернуться к
работе
было несложно – я ведь теоретик. Все, что нужно было делать –
рассчитывать
формулы. Теперь с физикой покончено. Я это делал не для того чтобы
поставить
на полку очередной диплом. Для меня было важно окончить начатую работу,
завершить гештальт, без этого мне сложно двигаться дальше. Я спрашиваю, не кажется ли ему, что
двигаться
дальше, несмотря на скорость технологического прогресса, вообще стало
сложно.
Сейчас много говорят о том, что в тех же 90-х
когда
начиналась история «Океана Эльзи» еще случались прорывы, появлялись
герои и содержательные творения – в музыке кино литературе. А теперь –
нет. «Сейчас сами люди стали мелкими, потому и
герои
измельчали» – отвечает он – «Люди меньше читают, меньше думают, больше
спешат.
В них теперь больше цинизма, меньше интеллекта. Время сейчас такое. Мы
все
вправе его менять, но почему-то не все это делаем». |