Золотая маска – 2011
02 марта 2011

Итак, официально 28 февраля фестиваль начался в 17-тый раз. Конечно же, с билетами все уже очень плохо. Конечно же, эту информацию надо было опубликовать гораздо раньше. Но уж, как вышло.

 

Правда, в этом году, по уверению организаторов, спектаклей будет больше, чем раньше – 55 постановок из 40 театров. То есть, выбор из фестивальных спектаклей для москвичей богаче, чем обычно.

 

Могу, как старый театровед (для тех, кто не знает – театральной критикой я занималась несколько лет, понимаю и люблю это искусство), дать список того, что выбрала я. Но, поскольку цели писать огромный аналитический материал у меня нет, читателям придется верить на слово, и читать более подробную информацию на других ресурсах (например, на сайте фестиваля - http://www.goldenmask.ru/fest.php). И там же смотреть даты показов.

Сразу оговорюсь, кукольный театр + музыкальные жанры – не моя компетенция, и не моя любовь, так что таких постановок в моем списке почти нет, это субъективное…

 

В первую очередь посоветую идти на «привозное». Свое, московское (типа «Павлик – мой бог»), если не посмотрели до сих пор, успеете еще. А вот в Пермь или Омск поехать на спектакль вряд ли кто захочет.

Итак,

Лучшие «немосковские» спектакли:

 

1. «Екатерина Ивановна» Ярославского театра им. Волкова, который поставил Евгений Марчелли по Л.Андрееву. Я хорошо знаю руку и воображение моего любимого театрального художника Олега Головко – даже если игра и режессура не впечатлят, добьет сценография. А игра и режессура не могут не впечатлить – иначе у спектакля не было бы сразу четыре масочных номинации. Олег, я буду за вас болеть!:)


2. «Жизнь человека», по тому же Андрееву, ставил Борис Мильграм в театре «Театр», Пермь. Говорят, избыточность действа и конструкций подавляет. Поставлено с размахом и эпатажем. В любом случае, эти два спектакля региональных театра по Андрееву можно отнести к наиболее ожидаемым и обсуждаемым постановкам.

3. «Эдип. Собачья будка», Киев, Центр совр. искусства «Дах». Про эпатаж и избыточность этой постановки говорят уже несколько лет. Но спектакль меняется на протяжении своей жизни и, более того, он подчеркивает еще одну тенденцию этой Маски: театры бывших республик осмысливают вопросы национальной самоидентичности и независимости. Очень хорошо это демонстрирует

4. Mistras Малого театра Вильнюса в постановке Римаса Туминаса (на примере Адама Мицкевича).

5. Платоновское «Возвращение», театр «Глобус», Новосибирск. Сильный театр, сильная пьеса, больше сказать нечего.

6. «Фронтовичка», «Коляда-театр», Екатеринбург. Билетов на «военно-полевой роман» уже нет, на оба дня, увы.

7. Жаль еще, что в этом году не привезли ни одного спектакля Льва Додина. Зато в программе - аж три спектакля Александринки. Правда, есть утешение - «Запертую дверь» - беспроигрышную пьесу Пряжко - поставил ученик Додина, Дмитрий Волкострелов, лаборатория On.Teatr, Питер. Иду.

8. Еще недавно Пряжко ставили везде и всюду. Теперь в фаворе драматург Дурненков. Его пьесу «Самый легкий способ бросить курить» представляет Драмтеатр им. Пушкина, Красноярск.

9. Рекомендую оценить интерпретации дурненковских «Экспонатов»: пьесу привезли сразу два региональных театра – прокопьевский и омский драматические. Еще бы, историю о том, как в маленький городок приезжают бойкие москвичи, чтобы сделать на местных жителях деньги, охотно ставят не только в провинции, но и в самой Москве.

10. К вопросу об омской драме. Красивый молодой мужчина Руслан Шапорин (помнится, он был совсем молодым, но весьма впечатлил меня во время какого-то закулисного трепа в ходе «Сибирского транзита», в начале нулевых) поставил монологи женщин – пьесу «Тирамису».

 

Я рекомендую так много сибирских спектаклей не потому, что я половину жизни прожила в Сибири, нет. Например, к спектаклю Derevni.net, созданному творческим объединением «Культ-проект», фестивалем «Любимовка» и Алтайским театром драмы им. Шукшина, отношусь с неким подозрением: оно примерно такое же неожиданное и сложнокреативное, как какая-нибудь постановка с участием парижских жриц любви по следам произведений Золя.

 

А еще, кстати, костромской «Мирлифлор» в постановке бельгийки Карин Понтьес, я видела в декабре-2011, но не поняла и не почувствовала вовсе.

 

Покупать – в кассах Маски, и поскорее.

 

Лучшие московские спектакли:

 

1. «Воццек» в Большом с моим любимым Курентзисом. Тео – гениальный, и этим все сказано.

2. «Дядя Ваня», театр им. Вахтангова. Пожалуй, лучшая интерпретация пьесы.

3. «Васса Железнова» и «Обрыв», МХТЧ.

4. «Поле», «Школа современной пьесы».

5. "Час восемнадцать" и "Павлик - мой бог", на площадке Театра.doc.

6. «Ничья длится мгновение», РАМТ.

7. "Тарарабумбия", "Школа драматического искусства".

8. "Триптих", Фоменко.

9. "Wоnderland-80", "Табакерка".

10ю «Приход тела», Центр драматургии и режессуры.

 

Покупать – в кассах этих театров.

 

Причем, эта заметка не претендует на специализацию – как видите, я даже не вдаюсь в подробности, в рамках какой программы фестиваля идет тот или иной спектакль.

У меня взгляд обывательский, зрительский – куда сходить, чтобы не оплакивать бездарно проведенные вне театра вечера, пока идет Маска.